25.06.2013 17:52
Власть

Свердловское Заксобрание не приняло исполнение бюджета-2012

Текст:  Дарья Кезина (Свердловская область)
Депутаты свердловского Заксобрания не приняли годовой отчет Минфина об исполнении областного бюджета на 2012 год, хотя изначально планировалось это сделать во всех трех чтениях.
Читать на сайте RG.RU

Депутаты одобрили документ в первом чтении, но на втором вопрос застопорился. Министр финансов региона Галина Кулаченко около часа отвечала на вопросы народных избранников, но, видимо, не смогла убедить их в обоснованности всех положений многостраничного отчета. Дискуссия была бурной, что, впрочем, обычное дело для вопросов, связанных с бюджетом. Среди аргументов "против" парламентарии называли недофинансирование большинства областных целевых программ (впрочем, 100-процентное финансирование в современных реалиях - редкость), а также недостаток информации и прозрачности по исполнению бюджета.

- Например, мне непонятна ситуация с программой по созданию новых мест в детских дошкольных учреждениях, - рассуждает депутат Андрей Альшевских. - Ее недофинансирование из разных источников составило 1,4 миллиарда рублей. По идее эти деньги должны перейти на 2013 год, на те же цели. Но я не увидел, чтобы в текущем году мы добавили их на реализацию этой программы.

Отметим ключевые моменты исполнения регионального бюджета-2012. Первое: существенно увеличился объем средств, привлеченных из федерального бюджета. Это субсидии, субвенции, дотации, безвозмездные поступления от Фонда реформирования ЖКХ. Второе: введен единый норматив отчисления от НДФЛ в бюджеты муниципальных образований в размере 7 процентов. Третье: существенно увеличилась нагрузка на собственно областной бюджет в связи с передачей объектов здравоохранения на областной уровень. Четвертое: в 2012 году впервые сформирован Дорожный фонд субъекта в размере 10 миллиардов рублей. Пятое: в 2012 году увеличены выплаты отдельным категориям граждан. По областному регистру это коснулось более 427 тысяч человек, по федеральному - более 394 тысяч. Выросли расходы на социальную сферу: с 65 процентов от общего объема расходов в 2011 году до 74 в 2012-м. Шестое: в минувшем году в области реализовывались 22 областные целевые программы: развития транспортного комплекса, дорожного фонда, развития АПК и сельских населенных пунктов и другие. Фактически объем их финансирования составил 51,1 миллиарда рублей, то есть почти треть от всех расходов облбюджета. Седьмое: в 2012 году область приступила к реализации майских указов президента по повышению зарплаты бюджетникам.

Но и проблем, конечно, масса. Например, регион "зарабатывает" меньше собственных средств, чем есть возможность. Рост недоимки в областной бюджет составил 18,6 процента - это порядка 880 миллионов рублей, в местные бюджеты - 24 процента (330 миллионов). Недоимка по транспортному налогу составила 1,6 миллиарда рублей, что сравнимо с годовыми доходами от этого вида поступлений. Ситуация требует мер как от налоговой службы, так и от правительства региона.

- Недоимка по транспортному налогу связана с разницей систем учета налоговой службой и ГИБДД. Это вечная и больная тема. Мы предлагали объединить базы данных этих ведомств: пока они не стыкуются. Таким образом, бюджет недополучает большую сумму, - говорит председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.

Другая проблема, с которой область столкнулась в 2012 году - это низкий процент постановки бесхозных дорог на муниципальный баланс. Муниципалитеты использовали только 61 процент запланированных на это средств. Отдельные территории и вовсе все предусмотренные для этого деньги потратили на другие направления. Почему это происходит, предстоит разобраться счетной палате и соответствующим контрольным органам.

Депутат Александр Новокрещенов поднял вопрос о финансовом участии субъекта РФ в реконструкции или капитальном ремонте ветхих общеобразовательных школ:

- Насколько я знаю, в бюджете на 2012 год и текущем 2013 году не было предусмотрено статьи, регламентирующей помощь муниципальным образованиям на капитальный ремонт и реконструкцию ветхих школ своими силами. Сегодня бюджет большинства небольших городов Свердловской области убыточен. Исключение составляют Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил и Первоуральск - на этом все! Но даже этим городам без помощи областного бюджета не выкарабкаться из этой ямы… Я много ездил по Свердловской области с плановыми визитами и видел, в каком ужасном состоянии находятся здания старых построек, особенно с деревянными перекрытиями: полы проваливаются, стены съедает грибок, ветхие рамы разваливаются. Сегодня, как известно, ремонт в основном осуществляется посредством родительских кошельков, а это в корне неправильно. Поэтому на уровне Законодательного собрания Свердловской области при формировании бюджета на 2014 год предлагаю вернуться к данному вопросу и убедить Правительство Свердловской области принять "Областную целевую программу".

Остался без ответа и вопрос, почему при наличии бюджетного дефицита на конец года на счетах в коммерческих банках лежат на остатках 10 миллиардов рублей? Бюджет был исполнен с дефицитом 1,2 миллиарда (это почти в 17 раз меньше планового - 18,9 миллиарда рублей). Источниками погашения дефицита стали поступления от размещения гособлигаций Свердловской области в сумме 3-х миллиардов и привлечения бюджетных кредитов в сумме 2,5 миллиарда. 4,5 миллиарда временно свободных средств облбюджета размещены на депозитных счетах в банках.

Госдолг области на 1 января 2013 года составил 20,7 миллиарда рублей, в том числе 6 миллиардов - гособлигации, 5,9 миллиардов - кредиты, полученные из федерального бюджета, 5,2 миллиардов - госгарантии, 3,6 миллиардов - кредиты кредитных организаций. Объем долга составил 55 процентов от верхнего предела и вырос за год на 1,1 миллиарда рублей.

В рейтинге субъектов федерации по уровню долговой нагрузки (отношение объема долга к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений), проведенного Центром экономических исследований РИА-Аналитика, Свердловская область поднялась с 23-го места на 18-е.

Обсуждение исполнения облбюджета продолжится на следующем заседании Заксобрания 9 июля.

Справка "РГ"

В 2012 году доходы областного бюджета составили 154,7 миллиарда рублей, что на 15,2 выше уровня 2011-го. Налоговые и неналоговые доходы составили 135,3 миллиарда. 91 процент поступлений в бюджет обеспечены за счет четырех источников: налога на прибыль организаций (55,6 миллиарда), НДФЛ (40,9 миллиарда), на имущество организаций (14,6 миллиарда) и акцизов (11,5 миллиарда).

При этом недоимка по налоговым платежам выросла на 16 процентов и к концу года составила 3,9 миллиарда рублей.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 19,4 миллиарда. Почти в 2,5 раза увеличился объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В полном объеме выполнен указ президента по повышению средней зарплаты педагогов до средней в регионе, а воспитателей детсадов - до средней в сфере общего образования. В первом случае она достигла 26 059 рублей, во втором - 23 984 рубля.

Расходы составили 155,9 миллиарда рублей и выросли по сравнению с 2011-м более чем на 10 миллиардов. 74 процента всех трат пошли на социальную сферу, большая часть - на здравоохранение (37,6 миллиарда) и образование (37,2).

Регионы Бюджеты регионов Свердловская область Урал и Западная Сибирь