27.06.2013 00:20
Общество

Специалист рассказал, как избавиться от аэрофобии

В Шереметьево пассажиров начали избавлять от аэрофобии
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №138 (6114)
В зоне прилета аэропорта Шереметьево (терминал Е) открылся первый в России центр психологической помощи пассажирам с аэрофобией: паническим страхом полета.
Читать на сайте RG.RU

Под крылом самолета

Пока центр "Летаем без страха" массово оказывает помощь журналистам, которые буквально выстраиваются в очередь перед его дверями. Центр только что открылся. И он может стать очень востребованной услугой аэропорта. Аэрофобия (авиафобия) - самая распространенная фобия в мире. Каждый четвертый испытывает психологический дискомфорт во время полета, а каждый шестой - сильный страх уже за несколько дней до вылета.

Доходит до того, что человек приезжает в аэропорт, а подняться на борт самолета не может. В каждом крупном аэропорту мира таких случаев - до сотни в сутки! Но в отличие от европейского аэрофоба наш человек, если и обратится за помощью к специалисту, то в последний момент. Потому и лечить страхи решено на месте.

Центр в Шереметьево - помещение, разделенное на три зоны. В первом - кресла перед двумя мониторами. Садишься, сам выбираешь подходящий видеокурс. Можно послушать лекцию о механизме страха. Или узнать самые популярные "авиастрашилки": а вдруг пилот пьяный? может ли отвалиться крыло? почему самолет трясет?

В соседней зоне дежурят психологи - для запущенных фобий.

Смерть на взлете

И, наконец, самое интересное: зона виртуальной реальности. Страхи - они от отсутствия знаний плюс человеческие рефлексы. Со знаниями проблема решается просто, их можно приобрести: в центре продают курс на DVD "Летаем без страха".

С рефлексами - сложнее. Если испугался вибрации на взлете, то и в каждом последующем полете будешь ее бояться. Как у собаки Павлова: самолет вибрирует - адреналин вырабатывается.

Что делать? Летать! В зоне виртуальной реальности садишься в кресло - точно такое же, как в настоящем самолете, и начинаешь битву со своими фобиями.

Выбираю взлет. Все аэрофобы бледнеют, вжимаются в кресло и силятся "продавить" подлокотники именно на взлете. Ревут двигатели, вибрирует салон, в виртуальных иллюминаторах уходит вниз земля. И так - раз за разом. Первый раз можешь плющить подлокотники и готовиться к смерти. Но потом успокаиваешься, начинаешь вспоминать, что узнал из видеокурса о самолете и фобиях.

Рефлекс не убивают - его заменят новым. Самолет выруливает на взлетно-посадочную полосу - ты начинаешь контролировать свою физиологию. И пусть не сразу, но на 10-15-й раз страх отпустит. А через час, когда ты окажешься в кресле на борту настоящего лайнера, вибрация и рев двигателей не будут восприниматься как травмирующая ситуация.

От первого лица

На вопросы "РГ" отвечает пилот, психолог, основатель Центра "Летаем без страха" Алексей Герваш.

Какова нижняя возрастная планка ваших клиентов?

Алексей Герваш: Аэрофобия всегда считалась расстройством взрослых. Дети и подростки до 17-18 лет, как правило, летать не боятся. Теперь во всем мире отмечаем омоложение возраста аэрофобии. На днях стал свидетелем показательного случая: уже после приземления мама задает вопрос сыну: "Ты боялся?". Мальчику всего лет пять, он твердо отвечает: "Нет, не боялся". Мама: "Точно не боялся?" - "Да нет же!" - "Что, совсем-совсем не страшно было?!" Мы фактически программируем своих детей на то, что полет - это нечто чудовищно-опасное.

Сколько надо времени, чтобы избавить человека от аэрофобии?

Алексей Герваш: Вообще-то избавить человека от аэрофобии за полчаса-час нереально. На это нужно минимум три дня интенсивной терапии. В Шереметьево мы снижаем страх полета: со 100 баллов до 35. Поясню: 100 баллов - это паническая атака, причем длительная, на протяжении всего полета, особенно во время взлета, посадки, и турбулентности. А 35 - лишь ощутимый дискомфорт, который не доставляет серьезных проблем.

А если пассажир решил бороться с фобиями традиционным способом: парой рюмок виски перед вылетом?

Алексей Герваш: Я такого из своего центра не выгоню, но надо понимать, что этот способ не пойдет никому на пользу. Когда голова работает некорректно, то алкоголь не поможет. Только усугубите проблему. Алкоголь - это акт избегания, вы себя дистанцируете от ситуации, которую боитесь. А любое избегание усиливает фобии. Скажем, если вы начнете избегать белых "Мерседесов", то ваш мозг поймет, что белый "Мерседес" это опасно. А если еще и перед тем, как выйти из дома, примите пару рюмок виски, чтобы не увидеть этого белого "Мерседеса", то только еще раз убедите себя, что это крайне опасно.

Да, у человека, который боится садиться в самолет, выбор невелик, и обычно все сводится к алкоголю. Наш центр фактически альтернатива допингам.

Что делать, если в воздухе в соседнем кресле оказался аэрофоб?

Алексей Герваш: Если началась паническая атака, то неподготовленному человеку может помочь медленное дыхание в бумажный пакет. Дышим в течение двух минут. Любая ваша попытка апеллировать к его логике работать не будет. Он уже находится в состоянии адреналинового криза. Никаких логических доводов не услышит.

А если прикрикнуть на него?

Алексей Герваш: Не сработает. Эффективен лишь метод физиологического принуждения: заставить свой организм испытать кислородное голодание. Никаких криков - просто пусть дышит в пакет.

В США многие проходят курс пилота легкомоторного самолета, чтобы не бояться летать пассажиром.

Алексей Герваш: Когда ты пилотируешь легкомоторный самолет, то ты в позиции контроля, пусть даже это иллюзия того, что ты все контролируешь. Сев же в самолет в качестве пассажира и не пройдя психологической коррекции, ты точно так же будешь бояться. Обучение пилотированию - штука приятная, иногда полезная, но проблему аэрофобии в целом не решающая.

Пилоты по-разному общаются с пассажирами: один просто благодарит за то, что воспользовались его компанией, второй рассказывает о городах, над которыми пролетаем. Я однажды стал свидетелем странной ситуации: наш пилот сообщил, что справа пролетает Ту-154, и мы его обгоняем. Реакция: половина салона радовалась, как дети, остальные - забеспокоились.

Алексей Герваш: Мы учим бортпроводников и летные экипажи что и как говорить в ситуациях, которые воспринимаются пассажирами как нечто, угрожающее их жизни. Например, уход на второй круг, полет в зоне ожидания. Вообще-то это обычные ситуации, над Москвой пробки не только на земле. Но если тревожному пассажиру командир объявил, что приземлимся через 15 минут, а через 15 минут самолет не на земле - у аэрофоба в голове созревает фантазия: у нас не выпускаются шасси!

В вашем случае командир судна не знал, что по восприятию информации все люди делятся на два типа: на мониторщиков и блантеров. Мониторщик хочет, чтобы ему досконально все объяснили. Не объяснишь, он начнет паниковать. Но если сообщишь эту же информацию блантеру, то уже у него начнетсят паника. Блантер хочет ничего не видеть и не слышать, он готов уснуть и проснуться, когда все тревожное позади. 60% пассажиров - мониторщики, 40 - блантеры. Информация о Ту-154 для первых было приятной, для вторых - тревожной.

Это - психологические знания, которых у вашего пилота не было. Кстати, мы сейчас обучаем пилотов "Трансаэро", как разговаривать с пассажирами, чтобы не вызывать тревог.

Цена вопроса
Опрос "РГ"
Здоровье Москва Столица Аэропорт Шереметьево