Авторы проекта уверены, что в Омске для создания уникального предприятия есть все: здесь собирают летательные аппараты, моторы, производят полимеры, резину, приборы. А самое главное - есть кадры, способные вдохнуть жизнь в грузовой аэростат нового поколения.
Дело в том, что два десятка лет назад, когда тема дирижаблестроения в России была актуальна, в Омске создали государственное конструкторское бюро "Крыло", в задачи которого входила разработка таких аппаратов. Над проектом трудились сотни изобретателей, конструкторов и инженеров. А власти даже выделили деньги на создание опытного образца первого отечественного грузового аэростата. Однако реализации проекта помешал кризис. Бюро расформировали, но работа не остановилась. Только по основополагающим узлам и конструкциям дирижабля омские инженеры, оказавшиеся под крылом Сибирской автодорожной академии (СибАДИ), получили более двухсот патентов. Поэтому специалисты к работе вполне готовы.
Ученые утверждают, что все четыре причины, из-за которых прежний дирижабль канул в Лету, - тихоходность, тканевая оболочка, пожароопасность, чувствительность к порывам ветра, - теперь устранены.
- Мы изменили сигарообразную форму аппарата, разработали принципиально новые системы регулирования аэростатической подъемной силы и антиобледенения, - сообщил директор инновационного центра СибАДИ Вячеслав Шалаев. - Каркас и оболочка аэростата выполнены из углепластика и современных материалов. Водород заменен негорючим газом. Безбалластная система, новейшие силовые установки, приборы навигации, прогрессивные ракетные технологии делают этот вид транспорта принципиально новым. Современный цеппелин способен совершать дальние перелеты от Калиниграда до Курил на разных высотах и развивать при этом скорость до 450 километров в час, причем в любую погоду, независимо от силы ветра, и круглый год.
Недавно омские изобретатели сделали очередное важное открытие. Речь идет об инновационной системе регулировки аэростатической подъемной силы дирижабля, которая пока не имеет аналогов. Однако даже для того, чтобы собрать экспериментальный образец в натуральную величину и испытать на специальном полигоне, нужны деньги.
Экономисты подсчитали, что для организации поточного производства дирижаблей требуется более двух миллиардов евро. Инвесторам без поддержки государства запустить такой проект будет сложно. Однако игра стоит свеч. Цеппелины заслуживают того, чтобы не только составить конкуренцию традиционному транспорту, но и стать отдельной отраслью отечественного машиностроения. Тем более что и в мире эта ниша пока еще относительно пуста.
- Государство делает ставку на развитие регионов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Строить там дороги, мосты, тоннели, аэропорты и вокзалы никаких денег не хватит, - аргументирует Вячеслав Шалаев. - А современному дирижаблю ничего этого не надо. Он способен доставить груз - геологам, буровщикам, лесорубам, строителям - прямо с завода к месту назначения, даже если оно расположено в самой глубокой чаще, на болоте или в вечной мерзлоте.
Омские инженеры разработали линейку таких аппаратов и утверждают, что современные аэростаты способны не только обеспечить быструю комфортную и безопасную доставку людей или товаров в самые труднодоступные и отдаленные районы страны и мира, но и принимать участие в спасательных операциях, тушении пожаров и охране государственных границ.
Между тем
Американские инженеры испытали уникальный гибридный самолет-дирижабль Aeroscraft. Он обошелся министерству обороны США в 35 миллионов долларов. Но эти деньги окупятся многократно, считают в Пентагоне. Аппарат длиной 70 метров способен поднять в воздух 66 тонн груза, при этом он потребляет втрое меньше топлива, чем самый экономичный самолет. Автор проекта - украинский эмигрант Игорь Пастернак - утверждает, что гибрид совершит революцию, став альтернативой традиционному грузовому транспорту. Пока испытания прошли в ангаре, и как Aeroscraft поведет себя в реальных условиях, экспертам еще предстоит выяснить. Тем временем строительство самого большого в мире дирижабля длиной 260 метров началось в Германии. Его грузоподъемность составит 160 тонн, дальность полета - десять тысяч километров. Авторы проекта планируют отправить его в небесное плавание уже через два года.