Рубен Маркарьян, адвокат, член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ:
- Повышение акцизов и налоговых ставок для энергоносителей, о котором "РГ" пишет на 3-й полосе, - это вопрос, в том числе и о том, в какой степени граждане должны спонсировать государство. Ведь налоги составляют значительную часть стоимости бензина. Понятно, что без них страна жить не может. Из бюджета платят зарплаты врачам и учителям, которые обеспечивают будущее нации. Более того, даже бизнесмены имеют определенное социальное обеспечение. Их дети ходят в школу, а сами они ездят на общественном транспорте, когда их дорогие машины находятся на ремонте. Другое дело, насколько грамотно государство распоряжается полученными деньгами.
Кстати, подоходный налог у нас один из самых низких в мире. Могу сказать, что мои коллеги-европейцы нам из-за этого завидуют. Так что уклоняться от него не только преступно. Это еще характеризует человека как очень жадного. Однако если принять во внимание, что нефти у нас очень много, то высокие цены на бензин мне представляются странными.
Скажу вам честно, я здесь не великий специалист, но все это наводит на мысль о том, что государство устанавливает их на таком уровне не потому, что очень этого хочет, а для того чтобы у нас не было дешевле, чем в Европе. У них одни и те же товары на территории разных стран должны стоить одинаково, чтобы не было демпинга. И если мы как-то интегрируемся в европейское пространство, то нам, стало быть, надо платить столько же, сколько и им.
Не секрет, что увеличение стоимости бензина влечет и удорожание продуктов питания, поскольку их перевозка становится более затратной, что бьет по карману простых людей. Нет ничего хорошего, когда с качественной копченой колбасы приходится переходить на колбасу "бумажную". Но меня удивляет, что в той же Европе при высоких ценах на бензин продукты питания обходятся дешевле, чем в Москве. Хотя столица, конечно, не является показателем ситуации во всей стране. В других городах цены могут быть ниже. Я не беру в рассмотрение труднодоступные регионы, куда доставлять продукты довольно сложно и дорого.
В заключение хочется сказать, что мы можем не знать всех экономических нюансов. Будучи потребителями, мы ориентируемся исходя из того, что видим в своих кошельках и на прилавках магазинов. И я очень надеюсь, что власти предпринимают верные шаги для того, чтобы не наступил полный коллапс. Мы же видим, что происходит в некоторых других странах, где люди привыкли, что у них все хорошо, и где сейчас царит повальная безработица. Их сытая жизнь вдруг резко закончилась. С осликов они пересели на "Мерседесы", а затем в один день обратно на осликов. Так что у нас, возможно, не так все и плохо.