Дело в том, что эксплуатация грузовиков и автобусов, совершающих международные и межсубъектные перевозки, без тахографа запрещена с 23 января 2012 года. Однако серьезных санкций за это нарушение не предусматривалось. Поэтому большинство транспортников игнорировали требования закона и оказались не готовы к тому, что с 1 апреля этого года вступили в силу поправки в КоАП РФ, предусматривающие штрафы за отсутствие тахографа. Кроме того, в феврале этого года Минтранс России выпустил приказ, который унифицирует требования к тахографам и предписывает модернизировать устаревшее оборудование к 2015 году. При этом сами требования еще только согласовываются, а производители только начинают выпуск приборов нового образца. Недовольство перевозчиков понятно.
Депутаты Владимир Плигин и Вячеслав Лысаков внесли в Госдуму законопроект, накладывающий мораторий на эти санкции на год. По словам президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, обязательная установка тахографов сократит аварийность и уменьшит число жертв на дорогах.
- Вся информация с приборов ГЛОНАСС поступает в единый навигационный центр, - говорит Бунин, - через который и владельцы транспортных компаний, и надзорные органы смогут полностью контролировать процесс перемещения грузов и отслеживать маршрут движения транспорта. Если эта информация будет доступна страховым компаниям, то для добросовестных перевозчиков могут быть разработаны различные страховые программы, учитывающие особенности их работы.
Надо сказать, что после того, как отсроченные штрафы вступят в силу, они будут уже в разы больше. Минтрансу и автоперевозчикам придется поспешить. Первым - с выпуском требований об оборудовании, вторым - с подготовкой машин к новым условиям эксплуатации.