Александра Коневская
Москвичка Милена познакомилась со своим молодым человеком почти два года назад через сайт знакомств - Teamo.ru ("te amo”, в переводе с испанского, "я тебя люблю"). В отличие от других порталов знакомств, сервис занимает нишу для тех, кто ищет серьезных отношений и готов платить деньги за подбор пары по результатам психологического теста.
Идею подсмотрели, признается генеральный директор сервиса teamo.ru Андрей Бурин. За основу взяли американский сервис eHarmony.com. К моменту запуска Teamo.ru в 2010 году американский сайт "похвастался" тем, что в предыдущем году познакомил 5% всех поженившихся пар США и Австралии. Русский и американский сайты работают по одинаковому принципу: при регистрации человек отвечает на вопросы теста, по итогам которого составляется психологический портрет пользователя. Разница только в количестве критериев - на русском сайте их 17, а на американском почти в два раза больше - 29.
"Сналача Teamo.ru полностью копировал бизнес-модель и логику интерфейса своего западного прототипа, - рассказывает Андрей Бурин. - Однако вскоре выяснилось, что бизнес модель eHarmony в чистом виде не работает на российском рынке знакомств". Тогда в Teamo.ru кардинальным образом сменили дизайн и наполнение сайта. Например, в отличие от американского аналога, на российском теперь есть раздел, где психолог отвечает на вопросы, свой форум, блог проекта - с десятками статей об отношениях. "Мы перестали оглядываться на западный аналог и стали делать то, что нужно нашим пользователям", объясняет Бурин.
Возможности монетизации
Объем начальных вложений в свой проект в Teamo.ru не раскрывают. Известно лишь, что деньги стартапу дал фонд Fast Lane Ventures, а его стандартные посевные инвестиции составляют от 500 тысяч до миллиона долларов. На данный момент в числе инвесторов Teamo.ru числятся e.Ventures и UMJ Russia, а общий объем вложенных средств превысил 2 миллиона долларов, рассказали в компании.
"В целом dating-модели очень капиталоемкие бизнесы, поскольку нужно много денег, чтобы собрать ядро операционной системы сервиса. Для сервисов типа Teamo - это еще усложняется тем, что их анкеты намного более подробные, содержат множество вопросов, на которые и опирается алгоритм совпадений людей", - говорит Максим Медведев, основатель и управляющий директор компании AddVenture. При этом на сайте нет рекламы: зарабатывает Teamo.ru с помощью платных сервисов. Как и в случае с eHarmony.com, бесплатная на сайте только регистрация и подбор наиболее психологически совместимого партнера: чтобы переписываться и смотреть фотографии своих возможных "половинок" придется раскошелиться: месяц общения стоит $26 (790 рублей), три - $37, шесть - $52, а год - $79. "В принципе, мы не исключаем для себя введение новых способов монетизации. Главное, чтобы они не шли вразрез с нашим видением Teamo.ru, как сервиса для поиска своей второй половины", - поясняет Андрей Бурин.
По словам Бурина, за последние 8 месяцев 2012 года выручка и посещаемость сайта возросла в десять раз - он начал приносить прибыль. Вполне возможно, что в будущем Teamo.ru начнет развиваться на собственные средства и откажется от привлечения инвестиций.
Главный сводник рунета
Эксперты считают, что на российском рынке онлайн-знакомств сегмент "серьезных отношений" на данный момент остается относительно свободным, четкого лидера здесь нет, поэтому открывается поле для развития бизнеса. Teamo.ru уже начал работать над тем, чтобы стать монополистом и полностью занять нишу: в конце прошлого года компания приобрела сайт премиум-знакомств Monamour.ru. После удаления повторяющихся аккаунтов объединенная аудитория составила 5 с половиной миллионов человек. В конце января появилась и информация о том, что Teamo.ru продолжит скупать конкурентов и следующим на очереди может стать сайт Kisses.ru. В Fast Lane Ventures пояснили: в Teamo.ru они инвестировали именно потому, что в компании считают чрезвычайно перспективной именно нишу "серьезного дейтинга", популярность которой еще только набирает обороты.
Однако эксперты ВЦИОМ летом прошлого года выяснили: сайтами знакомств с целью создать семью россияне интересуются не так уж сильно. Согласно результатам опроса центра, люди не воспринимают такие ресурсы всерьез. Сайты знакомства были признаны наименее надежным источником информации: им доверяют не более 12% респондентов.
По мнению Максима Медведева из AddVenture, "традиционная" модель сервисов знакомств в Интернете (как на сайтах Loveplanet, Mamba и др.) инвестиционно более привлекательна, чем такие сайты как Teamo.ru. Он видит две причины этого: во-первых, в России не распространена и не популярна модель подписки (когда пользователь ежемесячно платит за сервис), при условии того, что россияне привыкли платить за продвижение по рейтингу и подарки; и во-вторых, в так называемом casual dating жизненный цикл пользователя более длинный, поскольку человек ищет много коротких контактов и постоянно возвращается к сервису, в отличие от сайтов "серьезных знакомств", где человек находит вторую половинку и покидает площадку.
Вместе с тем Медведев считает, что есть у Teamo.ru и большой плюс в виде целевой аудитории, поскольку в сервисах "серьезных отношений" она более возрастная и мотивированная и, как следствие, более платежеспособная.
Калькулятор сердец
Сайт Teamo.ru внимательно считает статистику "счастливых пар", которые познакомились с помощью сервиса: это еще одна часть сервиса eHarmony.com, которую перенял российский сайт. Итого, за два с лишним года работы Teamo.ru, по собственным данным компании, образовалось более 35 тысяч пар - поженились из них около десяти тысяч пар.