09.07.2013 18:56
Культура

В Вологде завершился фестиваль молодого европейского кино VOICES

В Вологде завершился Фестиваль молодого европейского кино VOICES
Текст:  Ольга Галицкая
Российская газета - Федеральный выпуск: №149 (6125)
Фестиваль молодого европейского кино VOICES завершился в Вологде победой фильма "Длинные светлые дни" - совместного дебюта Наны Эквтимиашвили (Грузия) и Симона Гросса (Германия). Приз зрительских симпатий завоевал "Майор" Юрия Быкова.
Читать на сайте RG.RU

Почетный приз "Талант без границ" за четырехлетнюю историю фестиваля вручили всего лишь во второй раз. Два года назад его получил Александр Сокуров. Сейчас сюрпризом церемонии награждения стало чествование председателя жюри, великого кинорежиссера из Венгрии Белы Тарра.

Свой первый фильм Бела Тарр снял в 16 лет, с тех пор многие из фильмов 57-летнего мастера признаны во всем мире шедеврами мирового кино. Его выдающаяся картина "Туринская лошадь" получила Серебряного медведя в Берлине, после чего Бела Тарр объявил, что  покидает кинематограф. Множество фестивалей разных стран мечтают видеть Белу Тарра в составе жюри, но он, как правило, избегает суеты фестивальной жизни. Повезло фестивалю VOICES: Бела Тарр приехал в Вологду, посмотрел конкурсную программу из девяти европейских дебютов. А еще согласился пообщаться с журналистами и ответить на несколько вопросов для читателей "РГ".

Вы отказываете даже самым крупным фестивалям, но согласились возглавить жюри VOICES.  Почему вам захотелось это сделать?

Бела Тарр: В маленьких городах делать фестивали в десятки раз труднее, чем, скажем, в Берлине и Венеции. Здесь за такое дело берутся настоящие подвижники, влюбленные в кино. Мне всегда хочется поддержать по-настоящему увлеченных людей. Не секрет, что большие фестивали все больше склоняются в сторону коммерции и шоу-бизнеса.  А здесь в Вологде я вижу, что людям просто хочется смотреть новые фильмы и разговаривать о них, для меня это ценно.

Что для вас, прежде всего, важно при оценке чужих фильмов?

Бела Тарр: То, что я вижу на экране, в первую очередь должно меня эмоционально затронуть. Я жду, чтобы каждый новый фильм меня взволновал, встряхнул, даже ударил, вывел из спокойного состояния. И, конечно, режиссер должен быть энергетически заряженной личностью, иметь свой взгляд на мир, собственный стиль, ничего не бояться. Еще я предпочитаю, чтобы режиссер не был судьей тому, что нас окружает, а умел это "прочесть" и понять, свои выводы как зритель я сделаю сам.

Что самое важное для вас сегодня кроме кинематографа?

Бела Тарр: Все равно кино - так или иначе. Занимаюсь большим проектом, его можно назвать школой мастеров в Сараево. Мы набрали 16 учеников из разных стран - Франции, Исландии, США и других, обучаем искусству делать фильмы.  Занятия поделены на три уровня. Первый - творческие встречи с мастерами кино разных стран, обсуждение знаменитых фильмов. Например, приезжает Тильда Суинтон и рассказывает о том, как работала с разными режиссерами, в чем особенность манеры каждого.  Потом ученики снимают самостоятельно небольшие фильмы. На третьем уровне мы все вместе смотрим то, что сделано и разбираем подробно эти работы. Я выступаю кем-то вроде ментора - главного преподавателя и руководителя всего этого дела.

В вашей интернациональной киношколе есть ученики из России?

Бела Тарр: К сожалению, нет. Было много заявок отовсюду, но ни одной из России, а я так ждал и надеялся, что у нас будут и русские ученики.

Вам знакомо новое российское кино?

Бела Тарр: Совсем мало, практически ничего о нем не знаю. Те немногие фильмы, что я видел, как мне кажется, не слишком достоверно отражают подлинную жизнь современной России. Они слишком подвержены коммерции.

Ваши фильмы часто сравнивают с кинематографом Андрея Тарковского. Вы с этим согласны?

Бела Тарр: Не могу сказать, что я его абсолютный фанат и поклонник. У меня два любимых фильма  - "Андрей Рублев" и "Солярис". Когда мне было лет 16, я раз десять смотрел "Рублева", он меня завораживал. А еще в моих картинах, как и у Тарковского, тоже часто идет дождь, Только у Андрея это символ очищения, а у меня дождь -  это просто плохая погода, грязь и слякоть, дискомфорт, одним словом, я ведь прагматик (смеется).

Вы сейчас много времени проводите в Польше, с чем это связано?

Бела Тарр: Это слишком личный вопрос, а я не люблю говорить о своей частной жизни.

После ошеломившего всех шедевра "Туринская лошадь" вы сказали, что не будете больше делать кино, но в это невозможно поверить. Откройте секрет - у вас есть замыслы новых фильмов?

Бела Тарр: Меня сейчас больше всего увлекает киношкола и возможность открывать новые таланты. Можете быть уверены - я камеру в руки больше не возьму. Все, что хотел, я уже сказал.

Мировое кино Вологда Северо-Запад