10.07.2013 00:10
Культура

В Москве прошел рок-фестиваль "Субботник"

Парк Горького принял новый рок-фестиваль
Текст:  Андрей Васянин Михаил Синицын
Российская газета - Федеральный выпуск: №148 (6124)
Этим летом рок в столице правит бал - едва ли не каждые выходные столичные площадки принимают музыкантов со всего света. На позапрошлой неделе на ВДНХ прошел представительнейший Park Live, до которого были Усадьба-джаз, а еще раньше - Ahmad Tea Music Festival, в ближайшие выходные Коломенское примет очередной "Пикник Афиши". Впрочем, до Великобритании, где в сезон проходит порядка четырехсот  фестивалей нам еще далеко.
Читать на сайте RG.RU
Фестиваль "Субботник" в Москве

"Субботник" обращает на себя внимание хотя бы  тем, что стал первым фестивалем, прошедшим на обновленных территориях ЦПКиО имени Горького, едва ли не лучшей площадке в центре Москвы. И при этом он обещает стать одним из самых интересных за весь сезон: линейка участников, особенно иностранных, производила сильное впечатление участием актуальных The Foals, Hurts и, конечно же, одной из главных групп мировой рок-сцены последних лет Arctic Monkeys.

А вот с российскими участниками не все оказалось понятным. Ровно в 12  вышедшая к зрителям маститая "Каста", видимо, была призвана собрать зрителей на аллеи ЦПКиО с самого начала фестиваля. Четверка парней выступила на своем уровне, броско и эффектно, но ее восемь номеров выслушало все-таки не больше нескольких сотен человек, которые на следующих участниках разбрелись по парку. Группы с длинными названиями "130 по встречной на старенькой Vespa" и "Легендарные дефиле 76 года" впервые выступали на площадке такого масштаба (известные в рунете "130 по встречной…" вообще дали тут первый свой концерт) и имели явные проблемы со звуком. Выступало на первый план то, что у музыкантов оказывались не самые сильные голоса и проблемы с английским. То, о чем пела в своем часовом сете ростовская группа Motorama, было практически не услышано публикой.

Впрочем, все эти недоразумения оказались забыты, когда на сцену вышли иностранные гости, все - участники только что прошедшего главного рок-форума Великобритании, фестиваля Glastonbury. Впрочем, один из организаторов фестиваля в ЦПКиО Дмитрий Зарецкий уверял "РГ", что это совпадение и линейка Glastonbury была объявлена после того, как список участников "Субботника" уже полностью сформировался.

Если это действительно так, то приглашение группы The Savages иначе как отличной работой отборщиков фестиваля не объяснишь: девичья гитарная пост-панк команда была "подписана" ими еще до выхода своего первого диска и сразу задала иностранной части феста бескомпромиссный тон, резкость в мелодиях и отчетливый звук. Вышедшая на палящее московское солнце, одетая во все черное, юная Дженни Бет без тени улыбки одну за другой швыряла в толпу короткие оглушительные песни-реплики. Ее ровесницы не жалели пальцев в аккордах, а барабанщица Фэй Милтон иной раз даже привставала, чтобы придать девичьей руке дополнительную силу для удара наотмашь по барабану-тому.

Яркой краской раскрасила фестивальную палитру певица Джесси Уэар, повернувшая зрительские шеренги "Субботника" в сторону неспешного и сложного соула. Сильный  голос 28-летней красавицы выпевал мелодии одна другой красивее под аккомпанемент тонко звучащей соло-гитары. В руках юного темнокожего юноши-аккомпаниатора оказывались то клавиши синтезатора, то барабанные палочки, которыми он выстукивал  одновременно затейливые и меланхоличные ритмы. Диск мисс Уэар вышел меньше года назад, но хитам из нее, например, медитативной Wildest Moments фестивальное поле подпевало уже вполне уверенно.

The Foals еще не в топах популярности в нашей стране. Ее экспансивный и приземистый лидер Янис Филиппакис старался растянуть сет группы, удлиняя энергичные композиции то гитарными проходами и собственными вокальными партиями, то бегом по фестивальному полю с гитарой наперевес. А вот романтичному дуэту Hurts (уже выступавшему прежде в России) не пришлось прикладывать дополнительных усилий, чтобы раскачать публику. Спокойные господа в костюмах сыграли свои властно захватывающие слух песни и заставили всех лишний раз убедиться в том, что настоящим хитом может стать лишь песня, в которой мощь, красота, внутренний трагизм сходятся в единое целое.

Но фестивалем международного уровня "Субботник" сделало появление  перед публикой его хэдлайнера - The Arctic Monkeys, группы, несколько лет назад взорвавшей чарты мощным, по-юношески мажорным рок-н-роллом. В каждом движении, в каждой модуляции голоса, повороте грифа гитары Алекса Тернера чувствовался большой стиль, прирожденный артистизм, известные всем песни  звучали по-фестивальному свободно, в  резких концертных тонах. Где надо - в Don't Sit Down, например - инструменты вдруг начинали звучать нарочито грязно, а ударной Brick By Brick голос Тернера придавал легкой ненарочитой небрежности. В практически целиком совпавшем с Glastonbury сете публика, сходящая с ума по английским денди, услышала и песни с еще не изданного диска. Крепко сбитая из мощной басовой партии и в унисон звучащего скрипучего тернеровского вокала песня R U Mine? так подбросила площадку, что стало ясно: свои главные песни The Arctic Monkeys нам еще не спели.

Рок