Александр Борисович, чем была плоха прежняя схема?
Александр Повалко: До 2012 года вузы финансировались по смете, получая деньги не за услуги, которые они оказали, а в целом - на содержание. При расчете субсидии на выполнение госзадания в 2012 году уже использовались нормативные затраты, но они были рассчитаны для вузов индивидуально. Скажем, размер ежегодной суммы зависел в основном от исторически сложившегося уровня финансирования и почти не имел отношения к программам, которые предлагает вуз. Доходило до того, что, например, гуманитарий в разных вузах "стоил" от 40 до 180 тысяч рублей.
Сейчас для всех специальностей и направлений подготовки минобрнауки предлагает рассчитывать единые нормативные затраты, которые при определении размера субсидии просто умножаются на число студентов. При этом еще и учитывается соотношение преподавателей и студентов, которое бывает разным и зависит от специальности. В вузах минобрнауки в 2013 году на бакалавров - историков, филологов, определено 63 тысячи рублей в год, на магистров-гуманитариев - 74 тысячи. Бакалавры приоритетных направлений подготовки, таких, как медицинская кибернетика, компьютерная безопасность оценены в 112 тысяч рублей в год, магистры - 128 тысяч рублей. Для подготовки технаря нужно лабораторное оборудование, дорогостоящие материалы, кадры и т.д. Все это учтено в нормативе.
Какие специальности в бакалавриате самые дорогие?
Александр Повалко: Это, например, "дирижирование", "живопись", "литературное творчество", для них затраты в 2013 году составили 118 тысяч рублей в год. Все цифры на 2013 год можно посмотреть на сайте минобрнауки. Переход к нормативно-подушевому финансированию будет постепенным, и студенты, которые начали учиться еще до введения единых нормативных затрат, доучатся по прежним финансовым правилам. Для вузов минобрнауки новые принципы применяются в отношении абитуриентов, принятых с 2012 года. Вузы федерального подчинения будут финансироваться по новым правилам с 2015 года.
Если схожие специальности во всех вузах будут стоить одинаково, то зарплата преподавателя, скажем, в Курске и Хабаровске тоже будет одинаковой?
Александр Повалко: Нет. Для всех вузов будут применяться еще и корректирующие коэффициенты, которые учтут специфику вуза, в том числе - региональную. С прошлого года введены коэффициенты для национальных исследовательских и федеральных университетов. Сейчас минобрнауки рассматривает необходимость введения коэффициентов для вузов, которые имеют право самостоятельно устанавливать стандарты, обсуждается возможность дополнительных корректирующих коэффициентов к оплате труда преподавателей вузов. У преподавателя должна быть достаточно высокая, стабильная зарплата. Он же не коммивояжер, не продавец, его нельзя мотивировать напрямую. Зарплата будет состоять из двух частей - гарантированной и стимулирующей. Поэтому мы рекомендовали вузам минобрнауки, что гарантированная часть зарплаты уже этой осенью будет составлять не менее 80 процентов от средней в регионе. Плюс еще стимулирующая часть, которая не должна быть меньше 30 процентов от средней по региону.
Допустим, средняя зарплата в регионе 24 тысячи рублей. На базовую часть должно приходиться не менее 19 200 рублей, плюс стимулирующая - не менее 7 200 рублей. Итого в среднем 26 400 рублей?
Александр Повалко: Гарантированная часть зарплаты у профессора должна быть выше, чем у ассистента или доцента. В целом, доход преподавателей вузов в 2013 году составит 110 процентов от средней зарплаты в регионе, в 2014 году - уже 125 процентов, в 2015-м - 133 процента. В итоге к 2018 году мы должны выйти на 200 процентов. То есть, если в регионе средняя зарплата 24 тысячи, то профессор должен получать не менее 48 тысяч в месяц.
И все-таки нынешние 26 тысяч для профессора, может, и укладываются в планы минобрнауки, но не удержат ученого в вузе.
Александр Повалко: А это вопрос к ректору. Мы просчитали и профинансировали минимум. А дальше пусть думает ректор, какую зарплату платить профессору, чтобы тот не ушел из его вуза, где платят больше. В хороших вузах бюджет утверждает ученый совет, и он может многое.
Один из ректоров заработал 71 миллион рублей в год. В среднем, ректорский доход - не менее 300 тысяч в месяц.
Александр Повалко: Этому положен конец. Есть ограничение: ректорская зарплата не может больше чем в 8 раз превышать среднюю по вузу.
А средства на развитие вузовской науки тоже входят в нормативные затраты?
Александр Повалко: Нет. В них заложены зарплата профессорско-преподавательского состава, администрации вуза, расходы на коммунальные услуги, содержание зданий и лабораторий, организацию практики. Наука финансируется из иных источников, а если у вуза есть хорошая программа развития, он может получить на нее отдельную субсидию.
Стипендии останутся?
Александр Повалко: Конечно. Средства, выделенные из бюджета на стипендии, поступают в вуз в виде целевой субсидии, где учтены не только академические, но и социальные стипендии, стипендии президента и правительства.
Нет опасения, что вузы откажутся учить гуманитариев?
Александр Повалко: При распределении "госзаказа" вначале бюджетные места распределяются по профилям. Так что места на гуманитарные специальности никуда не исчезнут, они будут выставлены на конкурс. И число бюджетных мест по "дорогим" специальностям не может вырасти за счет сокращения гуманитарных. Хотя я допускаю, что конкуренция за "дорогие" специальности усилится. Есть еще одна деталь - единые нормативные затраты по гуманитарным специальностям для многих гуманитарных и педагогических вузов позволят получать большее финансирование, чем прежде. Так что большинству гуманитарных вузов новый подход очень выгоден.
Допустим, вуз набрал студентов, получил за них деньги, и в первую же сессию отчислил двоечников. Государственные средства придется возвращать?
Александр Повалко: Чтобы не создавать для вуза ложных стимулов удерживать лодырей и двоечников, госзадание считается выполненным, если отчисленных не больше 10 процентов.
Сегодня на первом курсе вузов, включая негосударственные, около 800 тысяч мест, а выпускников школ - около 760 тысяч. Не слишком ли много у нас мест? Может, надо их сокращать, а вузам давать больше денег?
Александр Повалко: Конституция гарантирует всем право получения высшего образования, и есть закон, который регулирует эту норму. Исходя из численности населения, для России это примерно 350 тысяч мест в вузах. В СССР высшее образование получали примерно 30-35 процентов выпускников, но ориентироваться сегодня на эти цифры мы не можем. Меняется страна. Люди должны постоянно учиться. Высшее образование теряет свою элитарность.