18.07.2013 10:33
Экономика

Сибирский рынок такси начал уходить в тень

Текст:  Наталья Граф (Омск) Марина Кларисс (Кемерово) Татьяна Кузнецова (Барнаул) Дмитрий Лапин (Красноярск) Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (6131)
Конкуренция на рынке такси в крупных сибирских городах обостряется. Новосибирцы практически ежедневно получают на мобильные телефоны сообщения о новых тарифах и услугах, предлагаемых той или иной компанией. Однако легальные перевозчики вынуждены конкурировать не столько между собой, сколько с "бомбилами", которые по-прежнему чувствуют себя хозяевами положения. Вступивший в силу полтора года назад федеральный закон N 69 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 21.04.2011 г.", более известный как "Закон о такси", был призван навести порядок в этой сфере пассажирского транспорта. Почему этого не происходит, разбирались корреспонденты "РГ".
Читать на сайте RG.RU

С конфискацией имущества

Напомним главное требование закона - перевозкой пассажиров и грузов легковым такси можно заниматься только при наличии специальной лицензии. Закон предъявляет жесткие требования к стажу и квалификации водителей (для работы в такси допускаются люди с водительским стажем не менее пяти лет, а их автомобили должны ежедневно осматриваться механиком и проходить техосмотр раз в полгода). Эти вполне цивилизованные и оправданные нормы любители легкой наживы легко обходят.

В Кузбассе после вступления закона в силу начался отток водителей в нелегальный бизнес. Количество "бомбил" заметно увеличилось, причем во всех городах Кемеровской области. И неудивительно: штрафы для нелегалов смешные и к тому же всегда есть возможность выкрутиться из ситуации. Да и цены у них ниже, чем у официальных такси. Например, в Кемерове нередко встретишь объявление: за сто рублей - в любую точку города.

На прошлой неделе на площадке региональной Торгово-промышленной палаты представители гильдии "Такси Кузбасса" приняли решение объединить усилия по защите своего бизнеса, выработать похожие для всех участников рынка правила и найти способы пресечения деятельности нелегалов. Наиболее бурное обсуждение вызвала проблема сетевых диспетчерских пунктов, которые (часто располагаясь в другом регионе) обеспечивают заказами водителей, причем не профессионалов, а простых автолюбителей, желающих заработать на извозе. Естественно, при такой организации работы водитель не отвечает за безопасность пассажира и не платит налог.

По мнению представителей транспортного сообщества, эффективной мерой борьбы с нелегалами и сетевиками может стать конфискация автомобилей. Прецедент был создан в Новокузнецке, где изъяли два транспортных средства.

- Нужно дорабатывать федеральное законодательство, решать проблему с диспетчерскими пунктами, работающими не на своей территории. Необходимо ужесточить экономические меры борьбы, в том числе увеличить штрафы, - солидарен с перевозчиками заместитель начальника департамента транспорта и связи Кемеровской области Павел Инкин.

- Сегодня получается, что для законно работающих предпринимателей и штрафы больше, и отследить их проще, и наказать легче, - отмечает начальник управления перевозки опасных грузов и работы легкового такси областного департамента транспорта и связи Анастасия Шилина.

Сдать лицензию

По данным департамента управления транспортом регионального министерства строительства, транспорта и ЖКХ, в Омской области зарегистрировано около двух тысяч таксомоторов. В базе данных минстроя пока числится 813 индивидуальных предпринимателей и восемь юридических лиц, получивших разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Желающих легализовать свой бизнес оказалось немного. Так, с начала этого года таксистам выдано всего около 300 новых лицензий.

Однако, по неофициальным сведениям, частным извозом только в областном центре занимается порядка десяти тысяч человек. В последнее время этот вид бизнеса в регионе процветает. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в Омске насчитывается около пятидесяти служб, оказывающих водителям информационные услуги. Перевозчики закупают новые автомобили, открывают дополнительные линии и осваивают узкие направления. В городе есть такси исключительно для женщин, детское, ретро-, а также VIP-такси. Но большинство водителей работает в таких организациях по-прежнему нелегально. По словам самих таксистов, за каждый принятый вызов они платят диспетчерам по 30-35 рублей. Этим, как правило, все отношения с работодателем и ограничиваются.

- Большинство моих коллег сейчас, наоборот, думает о том, как эту лицензию сдать обратно, - утверждает таксист Александр Махеев. - Ведь для того чтобы ее получить, в первую очередь необходимо оформить свидетельство индивидуального предпринимателя. А теперь это стало крайне невыгодно. Ведь большинство из нас таксует для подработки, в свободное время, а налогов необходимо заплатить в разы больше, чем по основному месту работы.

После того как страховые взносы для индивидуальных предпринимателей увеличились с 17 до 36 тысяч рублей в год, таксисты категорически отказываются выходить из тени. Только в апреле этого года с налогового учета в регионе снялось 3 740 человек. Часть их занималась как раз таксомоторным бизнесом.

Штрафы и прочие санкции нелегальных извозчиков не пугают. Доказать, что ты везешь в машине без шашечек не родного дядю, а пассажира за деньги, практически невозможно.

По прогнозам экспертов, став "прозрачным", таксомоторный бизнес должен был принести в бюджет не один десяток миллионов рублей. Местные власти строили на этом принципе далеко идущие планы. Предполагалось, что лицензирование таксомоторов в регионе пройдет точно так же, как в свое время лицензирование маршрутных такси. Поначалу владельцы "газелей" устраивали забастовки и отказывались оформлять требуемые документы. Однако после череды рейдов проверяющих и серии штрафов большинство предпринимателей приобрело необходимые сертификаты и стало платить налог. А остальные - покинули рынок.

Под предлогом решения проблемы загруженности транс-портных магистралей к 2015 году в Омске и вовсе планировали ввести квоту на количество автомобилей, используемых в городе в качестве такси. Однако история со страховыми взносами поставила крест на дивидендах с этого вида бизнеса. Предполагается, что в 2013 году количество поступлений в бюджет от лицензированных таксистов не превысит и миллиона рублей.

В рамках закона

Совокупный автопарк участников Новосибирской ассоциации таксомоторных перевозчиков (НАТП) насчитывает порядка пятисот автомобилей. По оценкам самих участников рынка, это примерно четверть от общего количества официально зарегистрированных в городе такси. Еще около двух тысяч новосибирских перевозчиков владельцы крупных компаний называют нелегалами и считают, что их присутствие на рынке - одна из острых проблем в сфере перевозки пассажиров. По данным проверяющих органов, в одном только Новосибирске сейчас незаконно работает порядка пяти тысяч такси.

- Результаты анализа, который выполнен с участием Сибирского управления автонадзора, свидетельствуют, что свыше двадцати процентов перевозок осуществляется нелегалами, - заявил президент союза транс-портников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. - Никакой регистрации и никаких юрлиц. Есть только человек, который, сидя дома, фактически занимается диспетчерскими функциями. Естественно, не неся при этом никакой ответственности при наступлении страхового случая.

По его словам, проблема нелегальных перевозок - общероссийская, поэтому и решать ее надо на федеральном уровне, выработав механизм, который заставит нелегалов перейти в правовое поле.

- На рынке пассажирских перевозок названное количество нелегалов на транспорте, скорее всего, стоит удвоить. Они составляют не менее сорока процентов, - уточнил заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области, председатель правления транспортного союза Сибири Валерий Ильенко.

В регионе выдано более пяти тысяч разрешений на перевозку пассажиров. Часть перевозчиков вышла из тени. Но поскольку выяснилось, что соблюдение норм закона никто не контролирует, многие снова вернулись к нелегальному бизнесу.

- К компаниям с собственным парком слишком пристальное внимание, потому что их в случае необходимости легко найти и наказать. А диспетчерские фирмы никто не проверяет, потому что они оказывают только информационные услуги, и водителей, двигающихся в потоке без опознавательных знаков, просто не вычислить. Вот и получается, что рынок один, а правила для всех разные, - говорит представитель НАТП Ирина Зарипова.

Выработать механизм борьбы с нелегальными перевозчиками призвана рабочая группа, созданная в Законодательном собрании области. Кроме того, в начале 2013 года депутаты поддержали региональный законопроект "О контроле перевозчиков, занимающихся перевозкой пассажиров и багажа легковыми такси". Вернуться к его обсуждению и принятию они обещают нынешней осенью.

Нереальные планы

По данным управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи Алтайского края, из восьми-девяти тысяч такси, работающих в регионе, разрешения получило только чуть более пяти тысяч.

Эксперты отмечают, что в этом году процесс легализации частного извоза затормозился из-за повышения страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. А часть таксистов, получившая разрешения в 2011-2012 годах и открыв ИП, в этом году снова ушла в нелегалы.

- Некоторые службы такси, оформившие своих водителей индивидуальными предпринимателями и ведущие за них бухгалтерию, еще в начале года повысили план ежедневной выручки, чтобы покрыть расходы на выросшие взносы. За смену надо заработать 1300-1450 рублей, притом, что средняя цена поездки по городу - сто рублей. А ведь водителю еще машину надо заправить и свой заработок сохранить. Знаю, что некоторые таксисты не выдержали и ушли из официальных контор, - рассказал корреспонденту "РГ" на условиях анонимности один из барнаульских таксистов.

В Барнауле сегодня насчитывается более семидесяти служб такси. У некоторых есть свой парк автотранспорта и официально трудоустроенные водители. Другие предоставляют лишь диспетчерские услуги, не заботясь о том, имеют ли водители разрешения на извоз, зарегистрировались ли они в качестве индивидуальных предпринимателей, в каком состоянии их автомобили. Но если на таких таксистов еще можно пожаловаться в диспетчерскую компанию, то на "бомбил", по-прежнему таксующих на "пятаках", пожаловаться некому.

Проверок не дождались

За полтора года, прошедших с момента вступления в силу ФЗ-69, рынок таксомоторных перевозок в Красноярске изменился мало. По данным регионального министерства транспорта, в крае выдано около шести тысяч лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым транспортом. "Бомбил", которых в Красноярске называют "карманниками" (за непреодолимое желание парковаться в остановочных карманах для общественного транспорта), по оценке чиновников, примерно вдвое больше, чем зарегистрированных перевозчиков.

По мнению самих красноярских таксистов, только в первые месяцы после введения в действие профильного закона происходили какие-либо перемены. Например, нелегалы, никогда не платившие налоги, регистрировали ИП и получали разрешения на частный извоз - все ждали тотальных проверок перевозчиков с шашечками и без. Постоянные клиенты вспоминают, что в начале прошлого года самые осторожные нелегальные извозчики просили пассажиров - мол, если остановят и будут спрашивать лицензию, подтвердите, что везу родственников. Но, как правило, не останавливали.

Комментарий

Сергей Титков, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области:

- Навести порядок в среде легковых таксоперевозок был призван федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако из-за отсутствия должного контро-ля он не работает. Закон написан так, что потребовался подзаконный акт субъекта федерации - конкретно о контроле таксоперевозок. Мы только тогда заинтересуем нелегалов выйти из тени, когда у официальных перевозчиков будут реальные преимущества - выделенные полосы, автостоянки, подъезды к торговым центрам, вокзалам и аэропортам, где не будет места "бомбилам". Введение государственного контроля - только первый шаг к наведению порядка в сфере таксоперевозок.

Малый бизнес Барнаул Кемерово Омск Новосибирск Сибирь