22.07.2013 00:40
Экономика

Страны G20 проведут самую большую налоговую реформу столетия

Страны G20 проведут самую большую налоговую реформу столетия
Текст:  Марина Грицюк Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №158 (6134)
Налоговым уклонистам будет объявлена масштабная война. Страны "большой двадцатки" готовят план крупнейшей за последние сто лет реформы мировой системы налогообложения. Она поможет вернуть в бюджеты стран сотни миллиардов долларов.
Читать на сайте RG.RU

Основные подходы к реформе одобрили участники встречи глав минфинов и центробанков G20, прошедшей в Москве.

К осеннему саммиту "двадцатки" в Санкт-Петербурге станут известны детальные предложения. Там же будет озвучен всеобъемлющий план действий по ускорению экономического роста. Еще один результат встречи - договоренность стран не манипулировать валютными курсами, она нашла отражение в итоговом коммюнике.

Перекрыть лазейки компаниям, уводящим прибыль от налогов, G20 планирует главным образом за счет того, что фирмы обяжут отчитываться о доходах по месту фактической деятельности.

Государства будут обмениваться информацией в автоматическом режиме, а не по запросам, как сейчас. А на смену двусторонним соглашениям об избежании двойного налогообложения придут многосторонние договоры. Важно, что страны договорились действовать в этом плане сообща, потому что если информацию раскрывает какая-то одна страна, она становится наиболее уязвимой. А та, что скрывает данные, напротив, получает преимущество.

50 миллиардов долларов утекает ежегодно из нашей страны в офшоры, считают эксперты

Все это позволит прикрыть "налоговые гавани" и ликвидировать такой феномен, как "двойное неналогообложение", надеется генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа. Именно ОЭСР и готовила предложения для "двадцатки". Сейчас транснациональные компании имеют возможность уходить от налогообложения и в той стране, где находится производство, и в той стране, где зарегистрирован центр прибыли, сокрушался российский министр финансов Антон Силуанов.

Предложения ОЭСР бьют в точку, одобряет завкафедрой НИУ "Высшая школа экономики" Владимир Зуев. В росте налоговых поступлений заинтересованы все страны "двадцатки", это общая проблема. На сотрудничество пойдут и небольшие офшорные государства, рассчитывает эксперт: небольшие экономики вроде Кипра вынуждены это сделать из-за своей зависимости, о готовности раскрывать информацию заявляет и такая страна, как Швейцария. Но многое зависит от того, как будет реализован план на национальном уровне, должны быть предусмотрены меры воздействия на компании, которые не соблюдают новые правила, предупредил Силуанов.

А вот с обязательствами стран не манипулировать валютными курсами будет сложнее, предполагают эксперты. Для G20 это не новый сюжет. Намерение двигаться к гибким валютным курсам члены организации заявляли и весной этого года. "Курсовая политика была и остается важным рычагом и инструментом экономической политики. И этим пользуются практически все страны для достижения собственных целей, в том числе США, Евросоюз", - напоминает Зуев. Но инструментов воздействовать на страны нет, до сих пор практически ни одна страна не была подвергнута даже публичному порицанию за манипулирование курсом. Теперь, правда, "двадцатка" решила зайти к проблеме еще с одной стороны. И призвала тщательно выверять и разъяснять изменения параметров денежно-кредитной политики. Речь в том числе о так называемых программах количественного смягчения. Запуск таких программ также способствует снижению курса нацвалюты. Но, с другой стороны, только намек на сворачивание программы в США повлиял на рынки развивающихся стран, признал Силуанов. Именно Соединенные Штаты стали абсолютным лидером количественного смягчения. "Но разве кто-то будет раскрывать, сколько денег он собирается эмитировать?" - размышляет Зуев.

В коммюнике министры обтекаемо дали понять, что монетарное стимулирование будет продолжено там, где необходимо. Будет сохраняться и политика низких процентных ставок, рассказал Силуанов. "Это ключевое решение, что деньги будут дешевые", - заявил Силуанов.

Российский минтруд сейчас разрабатывает меры экономического стимулирования, которые заинтересуют работников выйти из тени на официальный рынок труда, рассказал глава ведомства Максим Топилин. Вопросы занятости обсуждались в рамках встречи министров труда и финансов G20. Неформальная занятость является острой проблемой для всех стран "двадцатки". Правда, пока Топилин не стал разглашать подробности, как именно будут подталкивать работников к тому, чтобы выходить из тени. Также Россия подписала рамочное соглашение по итогам работы министров труда и финансов "Группы двадцати", в котором взяла на себя обязательства по сокращению безработицы и созданию качественных рабочих мест. Одним из эффективных способов борьбы с безработицей посчитали переобучение людей новой профессии. По словам министра финансов Антона Силуанова, такой точки зрения придерживаются многие страны G20. Но он отметил: несмотря на то что в образовательную сферу и Россия, и другие страны "Группы двадцати" направляют значительные деньги, отдача пока не очень высокая. К примеру, в нашей стране около 30 процентов выпускников работают не по специальности, и эту ситуацию надо менять. О возращении распределения выпускников речи пока не идет. По мнению Антона Силуанова, нужно выстроить систему "снизу", когда работодатели будут подавать заявки - сколько работников и по каким специальностям им понадобится, а уже система образования должна готовить соответствующие кадры.

Вопрос молодежной безработицы во многих странах G 20 стоит наиболее остро: почти везде она вдвое выше, чем общая. Топилин считает, что молодежь должна быть более активной, даже агрессивной на рынке труда, со студенческих лет включаться в конкурентную борьбу, используя в качестве главного козыря свои знания. В Испании есть опыт - субсидирование страховых платежей за молодых специалистов. Работодатель платит молодому человеку только зарплату, а бюджет делает за него отчисления в социальные фонды. Но в России такой подход посчитали не вполне оправданным.

Макроэкономика