26.07.2013 00:07
Культура

Контракт с Наумом Клейманом продлят до 2014 года

Наум Клейман все-таки останется директором Музея Кино
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Столичный выпуск: №163 (6139)
Не успела общественность обсудить громкие перестановки в руководстве ГМИИ им. А.С. Пушкина (вместо Ирины Антоновой директором назначена Марина Лошак), Большого театра (вместо Анатолия Иксанова - Владимир Урин) и ряде других значительных музеев и учреждений, - как культурный мир взбудоражила очередная новость. Директору Государственного центрального Музея кино Науму Клейману, занимающему этот пост более 20 лет, возможно, не продлят контракт - то есть предложат уйти в отставку.
Читать на сайте RG.RU

Министр культуры Владимир Мединский уже объяснял в эфире канала "Россия 24", зачем вдруг ведомство решило разом перетрясти все кадры - в том числе и самые авторитетные, уважаемые: "Нужно, чтобы приходила свежая кровь. Чтобы кадры, взращенные в этой системе, со свежим взглядом, с новыми подходами придавали динамику реформе нашей культуры".

Однако открытое письмо министру культуры по поводу вероятной отставки Наума Клеймана уже подписали режиссеры и продюсеры Федор Бондарчук, Георгий Данелия, Сергей Сельянов, Александр Сокуров, Сергей Соловьев, глава Первого канала Константин Эрнст, главный редактор журнала "Сеанс" Любовь Аркус - и число подписей все растет. Если этих людей и можно отнести к разряду "несвежая кровь", которая не способна "придать динамику реформе культуры", то их, во всяком случае, волнует вопрос: как эту культуру в принципе сохранить? Одно ведь другому не противоречит?

Несколько слов о самом директоре Музея кино. 75-летний Клейман известен как специалист по творчеству Сергея Эйзенштейна, научный консультант по реконструкции фильмов "Старое и новое", "Октябрь", "Броненосец Потемкин". Музей возглавил в 1992 году. С 2004 года, когда Музей кино выселили из здания Киноцентра на Красной Пресне, у него нет постоянного здания. В прошлом году Константин Эрнст предлагал выделить музею место в комплексе, который планировали строить на территории завода "Серп и молот". В июне этого года - перед началом Московского международного кинофестиваля - Никита Михалков предположил, что место музею может найтись во Дворце кинофестивалей, который обещают построить через три года в Лужниках.

Слухи о возможной отставке Клеймана ходили и раньше - но не подтверждались. Обозреватель "РГ" позвонила Науму Ихильевичу с просьбой прояснить ситуацию.

- Официального сообщения о том, что меня отправят в отставку, не было, - сказал он. - Более того, я никому из представителей СМИ ничего не говорил. Откуда произошла утечка - непонятно. Действительно - начиная с апреля я знал, что мой контракт я буду подписывать не на год, как обычно, а до 12 августа.  Мне предлагали "поднять волну" по этому поводу, но я был категорически против. В мае мне предложили подписать контракт на три месяца и освободить место новому директору. Я подписал бумаги, что ознакомлен с ситуацией. Как знать, возможно, окончательное решение по поводу того, кто будет директором, еще и не принято. Хочу сказать, что я никогда не держался за это место. Так получилось, что я стал руководить Музеем кино. Давал в свое время согласие на полтора года, а задержался на этом посту более чем на 20. Да, я понимаю, что мне уже 75, и нужно искать преемника. И я сам хочу остаток своей жизни заниматься своей жизнью, книгами, творчеством Эйзенштейна - тем, что мне интересно. Но просто отдавать музей в руки случайного человека - это было бы преступлением по отношению к кино. По-хорошему следовало бы действовать по закону, провести открытый конкурс. Потому что кумовство, как мы знаем, - часть коррупции. А мы с коррупцией боремся.

По поводу здания для Музея кино Наум Клейман сказал так:

- Со зданием ничего не определилось. То, что предлагал Эрнст - аренда в личном помещении. Надо было бы государству у него арендовать помещение, а аренда - вещь не вечная… Михалков говорил, что у него надеется для Музея кино пара залов. Но никогда не говорил о том, что построит отдельное здание. На самом деле государство должно построить музей на государственной основе. Это большой комплекс, отдельное здание с помещениями для хранения, залами для постоянных экспозиций, для временных выставок. Быть приложением к чему-то другому музей целого вида искусств быть не может. Это вопрос государственный, а не личной милости кого бы то ни было.

В письме в поддержку Музея кино и Наума Клеймана, опубликованном на сайте журнала "Сеанс", говорится:

"Мы прекрасно понимаем, что Музею кино при выдающемся художественном руководителе, каким был и остается Наум Клейман, совсем не помешал бы профессиональный менеджер, который мог бы решать административно-хозяйственные вопросы. Музей кино много лет скитается по столице, не имея собственного помещения. Но если в результате прихода этого менеджера в руководство Музеем оттуда уйдет Наум Клейман, мы с водой выплеснем ребенка".

В письме высказана просьба, "чтобы Науму Клейману как выдающемуся ученому, исследователю и практику, воспитавшему не одно поколение режиссеров и находящемуся в полном расцвете творческих сил, была бы обеспечена стопроцентная художественная независимость от любого менеджмента - как в составлении программ показов и решении судьбы коллекции Музея, так и в подборе творческой команды".

- Я за то, чтобы и Музей был, и Клейман был. Больше никаких комментариев нет, - коротко, но емко сказал обозревателю "РГ" кинорежиссер Георгий Данелия.

До 12-го августа, когда истекает срок контракта директора Музея кино, осталось всего две недели с небольшим.

Между тем

Министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что контракт с директором Музея кино Наумом Клейманом продлят до 1 июля 2014 года.

"Необходимо воссоздать Музей кино в полноценном виде. В течение года пройдет поиск подходящей площадки, выбор концепции, проведение конкурса на архитектурное и концептуальное решение будущего Музея кино. Безусловно, этим займется нынешнее руководство музея. Мы со своей стороны вместе, возможно, подберем исполнительного директора, который будет решать строительные и другие вопросы", - подчеркнул министр культуры

Музеи и памятники Наше кино