Водитель автобуса погиб, но причины трагедии во многом стали ясны благодаря показаниям очевидцев. Машина, на которой, по одним данным, ехали паломники, а по другим - туристы с моря, потеряла управление на горной дороге. Предположительно, у нее лопнула шина. Как говорят свидетели, автобус ехал с нормальной скоростью, но вдруг начал вилять и не удержался на серпантине. Его пассажирам, что называется, не повезло. Но разве такое стечение обстоятельств было невозможно предотвратить? Ведь кто-то выпустил автобус на маршрут, не проверив состояние покрышек. И этот кто-то, прямо причастный к гибели 36 человек, имеет конкретное имя, фамилию. Понесет ли он наказание за эту трагедию в качестве соучастника преступления? Или итальянское следствие все опять спишет на пресловутый "человеческий фактор"?
В понедельник суд выпустил из тюрьмы под подписку о невыезде машиниста испанского поезда, потерпевшего крушение на северо-западе Испании. Его обвиняют в совершении по неосторожности действий, приведших к катастрофе и гибели людей. Число жертв этой трагедии достигло 79. Установлено, что на участке, где максимально допустимая скорость составляет 80 километров в час, Гарсон Амо - так зовут машиниста, разогнал состав до 190 километров в час.
Почему это произошло, виновник аварии не объясняет, сославшись на конституционное право хранить молчание. Но вот парадокс - потерпел аварию современный поезд, оснащенный устройствами для контроля за параметрами движения. Казалось бы автоматика должна была помешать машинисту убить людей. Но почему-то именно на участке дороги, где произошла трагедия, автоматика не действовала, и Гарсон Амо должен был снизить скорость состава вручную. Почему он этого не сделал, предстоит разбираться. Очевидно, что вновь причиной гибели людей стал человеческий фактор. Однако, это "знание" не вернет родственникам погибших близких.
В 2008 году в Израиле произошла страшная авария с автобусом, перевозившим граждан России. Машина с 49 нашими соотечественниками, представителями туристических фирм, сорвалась в пропасть на горной трассе, ведущей от Эйлата в местечко Мицпе-Рамон. В ходе расследования выяснилось, что два водителя автобуса решили продемонстрировать друг другу мастерство и поехали по узкой трассе наперегонки. Итогом гонок стала гибель 25 человек.
27 июля двухэтажный автобус в английском Стокпорте (графство Большой Мачестер) не сумел проехать под мостом. У автобуса оторвало крышу, которая упала на сиденья верхнего салона. По счастливой случайности из 10 человек, находившихся в автобусе, никто серьезно не пострадал. А ведь все могло сложиться иначе, и гибель людей вновь оказалась бы на совести неаккуратного водителя.
В минувшее воскресенье на железнодорожном вокзале Алма-Аты столкнулись два состава - маневровый тепловоз, подававший поезд без пассажиров, и стоявший для посадки людей поезд Алма-Ата-Новосибирск. Четыре человека были госпитализированы. Компетентные органы сформулировали причину ЧП предельно просто: "Оператор что-то перепутал". Результатом этой путаницы стало то, что четыре человека оказались на больничной койке.
Мы привыкли в подобных случаях говорить о случайности, стечении обстоятельств, судьбе и тому подобное. Но, садясь в общественный транспорт, мы рассчитываем, что за рулем находится профессионал, умеющий действовать в критической ситуации, соблюдающий правила перевозок. В страшных ЧП, которые произошли за последнюю неделю, виноваты не только водители, но и те, кто не сумел запустить механизм, способный предотвратить подобные трагедии. В авиации после любого летного ЧП с летальным исходом проводится тщательное расследование с выявлением всех лиц, чьи действия или бездействие привели к трагедии. Но будут ли такие выводы сделаны после трагедий с автобусом в Италии и поездом в Испании? Сомневаюсь.