Освоено уже 124 млрд из запланированных на эти цели 408 млрд руб., сообщил руководитель агентства Роман Старовойт. Со следующего года Росавтодор намерен выйти на 100-процентное финансирование содержания дорог; в этом случае уже через пять лет федеральная сеть будет приведена в нормативное состояние. Раньше никак не получится: сказываются последствия хронического недофинансирования дорожной отрасли в начале 2000-х годов.
Одной из причин большого количества прорех на наших "автобанах" эксперты называют устаревшие технологии укладки и ремонта дорожного полотна, а также низкое качество используемых материалов. Еще несколько лет назад руководство Росавтодора сетовало на нехватку современных ГОСТов и СНиПов: прежние, советских еще времен, были рассчитаны на автомобили меньшей грузоподъемности. Сдвинулось ли дело с мертвой точки?
"Ранее по инициативе Росавтодора принималось в год до пяти ГОСТов, - сообщил "РБГ" Роман Старовойт, - в 2012 году их уже стало 40. В нынешнем будет не меньше. Над решением проблемы устаревшей нормативной базы мы очень активно работаем, только международных стандартов по плану на этот год больше 100 должно быть принято. И занимаемся этим не только для того, чтобы технологически подтянуть свои компании. Нам очень интересно было бы привлечь иностранные компании на российский рынок. А для этого наша нормативная база должна соответствовать той, по которой они привыкли работать. Присутствие зарубежных игроков на отечественном рынке строительства и ремонта дорог, во-первых, обострит конкуренцию, а во-вторых, поспособствует обмену опытом при реализации важнейших инфраструктурных проектов".
Чтобы выполнить поставленную президентом задачу и удвоить к 2022 году ввод в эксплуатацию новых магистралей, дорожники делают ставку на применение современных материалов при укладке дорожных "одежд". "Самая дорогая составная часть асфальтобетона битум. В конце прошлого года утверждены 12 предварительных национальных стандартов по полимерно-битумным вяжущим. Работа в этой области шла более 15 лет. Нам очень трудно было убедить нефтяников, что битум - это не отход их производства, а крайне необходимый дорожникам продукт, который должен быть качественным. Крупнейшие нефтяные компании пошли нам навстречу, и уже сегодня мы используем битумы нового поколения на наших дорогах. Благодаря им реально на два-три года увеличить срок службы асфальтобетона".
Что касается использования передовых технологий, здесь дорожники пошли по опыту североамериканских коллег, позаимствовав систему Superpave, которая предусматривает подбор смеси и битумного вяжущего, щебня и других инертных материалов, которые входят в асфальтобетон. Именно эта система позволила дорожникам США свести к минимуму проблему колейности. По технологии при укладке асфальтобетона должны применяться перегружатели, чтобы асфальтобетон, прежде чем попасть в асфальтоукладчик, не комом падал, а перемешивался. Тогда создается равномерность по температуре и на смеси нет этой холодной корки. И дорожное покрытие от этого только выигрывает.