01.08.2013 00:04
Культура

Дмитрий Шеваров: Рисунки Евгении Лоцмановой похожи на ее стихи

Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №168 (6144)
Читать на сайте RG.RU

Порхающие стихи

Веселое мычание,

ленивое молчание

и сочно-изумрудное

жевание травы.

Тропинок убегание,

ромашек расцветание,

барашковое облачко,

безбрежность синевы.

Пятнистое мычание,

шмелиное ворчание

и хвостиков качание

под пенье мошкары.

Мышиное метание,

пчелиное гуляние,

молочное сверкание

березовой коры.

Протяжное мычание

и птичек совещание,

и сонное журчание

лесного родничка.

И радужно-стрекозное

цветное трепетание

и бабочково-знойное

порханье ветерка.

Веселое мычание

и листиков шуршание,

пушинок пролетание

над сетью паучка.

Кукушкино кричание

и щавеля щипание,

и бодрое жужжание

спешащего жучка.

Счастливое мычание,

кузнечиков трещание,

душистое встречание

предсумрачной зари.

Медово-ароматное

земли благоухание...

Ты спи сегодня, солнышко,

а завтра вновь гори!

Евгения Лоцманова

Женя Лоцманова училась в художественной школе в Коломне, а потом в Университете печати в Москве. Недавно вышла первая книга с Жениными иллюстрациями - "Сорочьи сказки" Алексея Николаевича Толстого.

Рисунки Жени похожи на ее стихи - они так же уютны, веселы и легки. И очень трудно поверить в то, что за каждой картинкой в книге - месяцы работы в литографской мастерской, где рисунок сначала процарапывается на белых тяжелых камнях.

Вообще литография всегда была мужской техникой. Но такое время сейчас, что юноши предпочитают компьютерный дизайн - там можно быстро и неплохо заработать. Вот и получилось, что это нелегкое и счастливое бремя - продолжать традиции отечественной книжной иллюстрации - легло на хрупкие девичьи плечи. В мастерской книжной иллюстрации, которой в Полиграфе руководит легендарный книжный график Борис Диодоров, - одни девушки.

Будем надеяться, что это просто такая полоса в нашей культуре. Вспомним: еще недавно что-то подобное происходило с нашей Церковью. В храмах виднелись исключительно белые платочки. Кто-то над этим иронизировал, а теперь понятно, что "белые платочки" спасли русское православие, не дали прерваться традиции.

Кстати, прапрадедушка Жени Лоцмановой был деревенским иконописцем. Продолжил семейную традицию и его сын, но после революции род занятий ему пришлось сменить.

Женя считает, что иконопись и книжная иллюстрация требуют от художника одного: оставить суету и полностью отдаться кропотливому труду.

- А как же стихи? - спросил я. - Разве они тебя не отвлекают от главного?

- Нет, поэзия и иллюстрация - как две сестры. Если нет времени нарисовать явившийся вдруг образ, о нем где-нибудь в дороге можно написать стихотворение. А когда рисую картинки к русским сказкам, то что-нибудь напеваю...

Мечта

Опять луна за шторкой

Повисла сырной коркой.

Спят полосатый коврик

И толстый рыжий кот.

Сопят часы с кукушкой,

Спят в уголке игрушки,

На полке дремлют кружки,

А в баночке - компот...

Овсянки съев немножко,

Играют мышки в кошки,

И всё глядят в окошки

На сырный полукруг

С мечтательным восторгом

Сквозь кружевные шторки:

Та лакомая корка

Не упадет ли вдруг?..

e-mail

Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru

Литература