06.08.2013 00:42
Авто

Эксперт: Рынок легковых автомобилей вырастет после сезона отпусков

Рынок легковушек ждет подъем с сентября
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №30 (908)
Объем российского рынка новых легковых автомобилей по итогам I полугодия 2013 года сократился на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, сообщает аналитическое агентство "Автостат". По словам гендиректора агентства Сергея Удалова, емкость российского рынка за первое полугодие составила 35,3 млн долларов, что на 3,7% меньше, чем в первом полугодии 2012 года. По итогам года его объем может потерять до 5-10% к показателю прошлого года, если объявленная программа льготного автокредитования забуксует.
Читать на сайте RG.RU

- По нашим оценкам, существует два варианта развития ситуации - пессимистический и оптимистический, - сказала гендиректор розничного подразделения компании "Рольф" Татьяна Луковецкая. - По пессимистическому сценарию продажи автомобилей в 2013 году могут упасть на 5-7% по сравнению с 2012 годом, по оптимистическому - рынок останется на уровне 2012 года. При этом осенью мы ожидаем традиционного подъема рынка после окончания сезона отпусков. Если говорить о сегментах, то сейчас "локомотивами" российского авторынка являются кроссоверы и автомобили премиального сегмента.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи кроссоверов в январе-июне текущего года выросли на 15,6% - до 386 325 автомобилей, а продажи автомобилей премиум-брендов выросли на 5,5% - до 94 032 автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам Луковецкой, это происходит на фоне снижения продаж автомобилей "бюджетного" сегмента (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero), которые несколько лет назад тянули рынок вверх, а также сокращения продаж автомобилей класса С, которые по праву носили звание самого "массового сегмента" в середине 2000-х годов. Эксперт добавила, что существенную поддержку "бюджетному" сегменту и "гольф-классу" окажет недавно запущенная программа государственной поддержки льготного автокредитования.

- У российского авторынка есть все основания для дальнейшего поступательного развития, - считает президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Андрей Петренко. - Во-первых, у нас очень старый парк - по стране средний возраст автомобилей составляет 12 лет. Во-вторых, в России низкий показатель автомобилизации: в среднем на 1 тыс. жителей приходится менее 250 автомобилей. Для сравнения: в Европе - 400-600, в США - почти 800. Так что рынок продолжит свой рост, хотя и не такими темпами, как рос в последние два года. Регионы будут расти быстрее Москвы и Санкт-Петербурга. Отметка 3-3,5 млн новых автомобилей в год - в будущем для России вполне реальна.

Руководитель центра инноваций и развития ГфК-Русь Асхат Кутлалиев отметил, что в России ситуация лучше, чем в Европе, несмотря на то, что этот год будет не самым "урожайным" на рынке новых автомобилей. В этом сегменте продажи могут провалиться существенно, считает эксперт. "Если в прошлом году спрос во многом рос за счет потребительских кредитов, то в этом году политика ЦБ ужесточилась и получать кредиты стало сложнее. Я анализировал динамику сбережений населения, которая показывает, что люди больше начинают сберегать, то есть на крупные покупки будет уходить меньше средств", - сказал он.

По словам Татьяны Луковецкой, ключевым фактором, который позволит России стать рынком "номер 1" в Европе, является увеличение производственных мощностей автоконцернов, работающих в стране. Это позволит увеличить доступность наиболее востребованных моделей, что благоприятно скажется на объемах продаж. Еще один фактор - это снижение процентных ставок по автокредитам, что будет стимулировать граждан не откладывать покупку автомобиля на потом.

Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков отметил, что продажи автомобилей все больше зависят от автокредитования, хотя этот сегмент развивается и медленнее остальных видов кредитования. По данным НБКИ, сегодня в России в кредит покупается практически каждый второй автомобиль. Доля автомобилей, проданных в кредит, в 2011 году составляла 29,3%, по итогам первого полугодия 2013-го - уже 44,1%.

- Если говорить о госпрограмме субсидирования автокредитов, то она станет дополнительным драйвером роста отечественного авторынка, - добавила Татьяна Луковецкая. - Прежде всего потому, что в случае снижения процентных ставок спрос на автомобили увеличится. Впрочем, сейчас серьезную поддержку рынку оказывают сами автопроизводители, которые предлагают покупателям специальные программы финансирования покупки автомобилей. Например, если к текущим ставкам, которые в среднем по рынку составляют около 13-15% в год, будет своеобразный "дисконт" от государства, то для граждан это станет дополнительным поводом не откладывать покупку автомобиля "на потом".

По данным Автостата, по объемам продаж сегодня лидируют автомобили стоимостью от 10 до 20 тыс. долларов (44,5%), за ними следуют автомобили стоимостью от 20 до 30 тыс. (21,2%), а автомобили стоимостью свыше 40 тыс. сегодня готовы покупать 16,2% россиян.

Легковые авто