06.08.2013 20:40
Общество

Мария Городова: Отец Павел Адельгейм всегда оставался человеком Церкви

Текст:  Мария Городова
Пятого августа около восьми часов вечера в своем доме в Пскове был найден мертвым священник Павел Адельгейм.  По предварительной версии, 75-летний батюшка стал жертвой душевнобольного. "РГ" связалась с иереем Сергием Ивановым - настоятелем храма Святых Жен-мироносиц г. Пскова, где много лет служил отец Павел Адельгейм.
Читать на сайте RG.RU

Отец Сергий, примите наши соболезнования! Как все произошло?

Иерей Сергий: Для нас это огромная потеря. Скорбим. Чувствуется утрата священника, который всю свою жизнь отдал Богу, Церкви  и людям.

Вчера вечером, когда матушка Вера - жена отца Павла мне позвонила, сообщив о случившемся, я сразу приехал к ним в дом. И в момент смерти отец Павел выполнял свое служение. Все произошло во время беседы отца Павла с этим человеком. Именно во время беседы все случилось. Отец Павел читал в этот момент ему о святом Луке Войно-Ясенецком, о святом, слова святого, это была проповедь человеку, и у этого несчастного произошла вспышка гнева. Я не могу сказать, что подвигло его на этот шаг. Это был знакомый отца Павла. Но я лично этого человека не знал. У нас, священников, у каждого, есть своя паства, чада духовные, люди, которых мы окормляем. И это был такой человек.

Это был болящий?

Иерей Сергий: Со стороны, заочно, трудно сказать. Факт в том, что у несчастного, который убил о. Павла в тот момент случился приступ агрессии, помутнение.

Может быть, беснование?

Иерей Сергий: Когда все произошло, этот человек не стал никуда убегать. Он выскочил на улицу и бегал возле дома. Никуда не убегал, не прятался, а бегал и кричал, что он убийца, что сотворил страшное, что он убил. И потом, когда приехала полиция, вот он и себя еще два раза ранил. Как будто извне в него было вмешательство. Бывают бесноватые люди, люди, в которых живет бес. Это встречается не так часто в повседневной жизни, но мы, священники, с таким встречаемся чаще. Мы это видим. Эти проявления есть. И такое проявление случилось рядом с отцом Павлом. Господь его так забрал, не каждого священника Господь так забирает. Но для отца Павла, как он жил, служа Богу и людям, так и Господь его мучеником забрал. Путь отца Павла, как мы сейчас видим, крестный путь, был путем служения Богу, Церкви, людям. И Господь его к Себе призвал через мученическую кончину.

Был ли отец Павел конфликтным человеком? Сейчас в Интернете раскручивается тема противопоставления отца Павла и других священников, правда ли это?

Иерей Сергий: Нет, поймите, отец Павел имел на многие вещи свое мнение. Но он никогда не конфликтовал. И никогда, даже представить такого нельзя, не мог оскорбить человека, сказать о ком-то плохо, осудить. Он высказывал свое мнение, но при этом его не навязывал. Команд, приказа никогда такого не было, я с ним служил в одном храме пять лет, никогда никакой авторитарности, жесткости не было. Отцу Павлу, как многим людям уже в возрасте, тем более прошедшим трудный жизненный путь, было свойственно чувство собственного достоинства. Он вызывал уважение. У него было свое мнение, он его не скрывал, ну и что? Почему бы человеку свое мнение не высказать?

В блогосфере сейчас муссируется тема возможных противоречий между отцом Павлом и правящим архиереем. Намекают на то, что отца Павла сняли с должности настоятеля из-за конфликта с владыкой. Противопоставляют отца Павла всей Русской Православной Церкви. Как произошло Ваше назначение?

Иерей Сергий:  Я настоятель пять лет. Отец Павел был настоятелем  до меня. Он оставался настоятелем и при мне. Но духовным настоятелем. Духовным наставником. Я выполнял административные функции, а он был духовным наставником. Поэтому у нас скорбь, у нас утрата. А что, кто-то утверждает, что отца Павла сняли с должности настоятеля храма из-за его высказываний, его статей - странно мне это слышать… Оставим это на совести этих людей. Вот представьте, у отца Павла не было одной ноги, все богослужения, а отец Павел служил очень много - на протезе. Он потерял ногу еще в 1971 году, когда сидел в лагере, за распространение религиозной литературы. И вот, человек уже в возрасте, но все время служит. Не всякому под силу выдерживать такие нагрузки. А ведь когда я был назначен настоятелем в наш храм, батюшке было уже 70 лет! Человек ведь и заболеть может! И как тогда приход без священника оставить! Не знаю, откуда и зачем такие слухи. Отец Павел имел свое мнение. Мог его высказать, даже и правящему митрополиту. Ну и что? При этом правящий митрополит уважал отца Павла. Говорить, что там был жесткий конфликт - не правда. Отец Павел какую-то критику навел, и все. Никакого жесткого противостояния не было. Он не в запрете был. Он служил. Понимаете, постоянно служил! Отец Павел был человеком Церкви. Он мог возражать каким-то пунктам новой редакции Устава. Он открыто говорил, что именно он считает в этом Уставе неправильным. Но, тем не менее, он жил по этому Уставу, молился и служил. Он высказывал свое мнение. И если бы это все его не устраивало, почему бы он не вышел из Церкви? Но он служил. Он любил Церковь. Он никогда не был против Церкви. И он был внутри Церкви. И вся жизнь отца Павла - это служение Богу, Церкви и людям.

Могу рассказать, если это интересно, как произошло мое назначение. Я уже отслужил в нашем псковском кафедральном соборе около восьми лет. Был ключарем, отвечал за все. Вызывает меня правящий архиерей, и дает бумагу: "Вы назначаетесь настоятелем". А дело в том, что отец Павел неоднократно писал прошения в епархию, что он один - а это трудно. И когда я пришел, административную, хозяйственную часть я на себя взял. У нас ведь при храме православная школа. Отец Павел ее еще в 90-ых основал. И я сразу принял заботы и о школе. Все доходы нашего храма идут на содержание школы, работы хватает.

А сколько в школе человек?

Иерей Сергий: Сейчас было 35 человек, всего четыре класса, просим у города помощь , потому что могли бы расшириться, многие хотят учиться в школе… Но пока приходится рассчитывать только на себя. Поэтому нашему храму непросто. И  я понимал, что если возьму на себя хозяйственные заботы, освобожу от них отца Павла, он сможет сосредоточится на том, что считал главным смыслом жизни - служении. Еще раз повторю: несмотря на возраст, отец Павел постоянно служил, и люди к нему приезжали. Мы служили так: семь дней он, семь я. Мы одинаково несли служение. Отец Павел не уступал мне нисколько. Но мне 35 лет, а отцу Павлу - 75 первого августа исполнилось. И он наравне со мной, молодым, служил. Иногда заболеешь, звонишь ему: "Батюшка, выйдешь послужить?".  А он с такой радостью: "Конечно!"

Отец Сергий, а как прихожане восприняли трагическую новость?

Иерей Сергий: Расстроились все. Для нас всех это огромная потеря. Отец Павел был очень авторитетным человеком, грамотным священником, столько лет служения в епархии. Высокий духовный уровень. И при этом очень скромный человек, все такое простенькое носил. Мы его тут поздравляли, 1 августа, на 75-летие, прихожане собрались, все теплые слова говорим, а он нам: "Человек может привыкнуть к оскорблениям, поношениям. Но к лести человек никогда не останется равнодушный" Трудная судьба выпала отцу Павлу - осужден был в советское время, лагерь прошел. Крестный путь у него, и, видите, Господь призвал его к себе через мученическую кончину. Мне сегодня целый день звонят, предлагают помощь. Хотят помочь матушке. Две дочери, сын у отца Павла. Это вот мы сейчас с Вами разговариваем, наверное, никто не может дозвониться. А так предлагают помощь, высказывают соболезнования. Понимаете, нам не до политики. Завтра вскрытие. Надо будет забрать тело из морга. Вечером в храм перевезем. Ночью будем псалтирь читать. И утром в четверг уже после Литургии будет отпевание. Для нас случившееся невосполнимая потеря.

Тем временем митрополит Псковский и Великолукский Евсевий выразил соболезнование вдове, родственникам и близким отца Павла Адельгейма: "Всечестная матушка Вера Михайловна, родные и близкие, в связи с трагической кончиной протоиерея отца Павла выражаю вам свое глубокое соболезнование. Дай Бог вам силы, чтобы пережить с христианским терпением этот самый тяжелый момент вашей жизни. Господь да упокоит его в Своих небесных обителях".

"Святейший патриарх Кирилл скорбит о трагической смерти отца Павла Адельгейма и молится об упокоении его души", - сказал диакон Александр Волков, глава патриаршей пресс-службы агентству РИА Новости.

Религия Криминал