Есть фразы, которые сами по себе - история, а не комментарий к ней. Именно так и получилось со знаменитым афоризмом Черномырдина. А сам ЧВС, как называли Виктора Степановича с легкой руки журналистов, сумел совершить мини-революцию. До него это не удавалось никому, да и после него тоже. Скучный и рутинный, отчасти лицемерный и всегда малопонятный язык официальных реляций и докладных он смог перевести в живые, яркие и бьющие в точку афоризмы.
И образ государственного деятеля в глазах "широких масс" он тоже сделал совершенно иным, чем прежде. Своим, понятным, но при этом не карикатурным и не приниженным. Сильным, острым на язык, небезопасным для оппонентов. Люди у нас иностранным наречиям обучены слабо, зато свое чувствуют прекрасно. Смеялись мы, что очень важно, не НАД Черномырдиным. Смеялись ЕГО шуткам, отдавая должное тому, как точно и к месту они звучат. Разница огромная.
Анекдоты у нас сочиняют про всех властных персон. Менталитет такой, никуда не денешься. С ЧВС это было излишне: хватало его собственных цитат. О некоторых людях говорят, что они "в рубашке родились". А насчет Виктора Степановича правы были авторы документального фильма о нем: он "в харизме родился". Он из таких, которых "не было никогда, и вот опять!". Уникальных и в то же время узнаваемых, плоть от плоти "своих". Это для государственного чиновника высокого ранга вообще-то редкость. Более того, вокруг него всегда была тьма тьмущая коллег по госслужбе, которые больше всего на свете боялись именно "выделиться из пейзажа", проявить нестандартность мышления, пойти поперек течения и вообще показать, что они не винтики в машине государства, а личности со своим мнением и позицией. Но политика не автопром, не может госмашина быть "ведром с болтами". Вот и не была с подачи ЧВС. Потому, может, и доехала сейчас гораздо дальше, чем то самое колесо, о котором еще классик писал. Хотя, конечно, многое хотели как лучше, а получилось... ну, вы в курсе.
Виктор Черномырдин: Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. Фото:ИТАР-ТАСС
Некоторые афоризмы Виктора Степановича Черномырдина
Хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
Правительство - это не тот орган, где, как говорят, можно только языком.
Раньше полстраны работало, а пол не работало, а теперь... всё наоборот.
Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся.
Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто!
У меня к русскому языку вопросов нет.
Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберём в одно место.
На ноги встанем - на другое ляжем.
Я не думаю, что губернатор должен именно работать так, чтобы вредить.
Никогда не было, и вот опять.
Мы как вступать начнем, так обязательно на что-нибудь наступим.
В нашей жизни не очень просто определить, где найдешь, а где потеряешь. На каком-то этапе потеряешь, а зато завтра приобретешь, и как следует.
И знаю опять, как можно. А зачастую, и как нужно.
Кто говорит, что правительство сидит на мешке с деньгами? Мы мужики и знаем, на чем сидим.
Опрос "РГ"