В преддверии августовского педсовета все чаще цитируют Бисмарка: "Битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель". Именно педагоги первыми ощутят на себе брак, если таковой допустит экспертное сообщество, выпустив в школу плохой учебник. Поэтому сейчас в регионах проходят совещания, где историки разбирают опубликованный в июле так называемый Культурно-исторический стандарт: перечень персоналий, понятий, терминов и дат, которые обязательно должны быть отражены в новом учебнике, а также перечень особенно трудных для преподавания тем. Его, сообщил Чубарьян, почти целиком продиктовали именно педагоги.
- Министерство разослало письма во все регионы, мы (рабочая группа) подкрепили их своими рекомендациями, чтобы на педагогических совещаниях обсудили предложенный стандарт, - комментирует Чубарьян. - В сентябре на научное заседание по теме "Советская история. Как ее освещать в школьных учебниках" в Москву съедется около 150 ученых и педагогов из всех регионов страны. Второе подобное обсуждение пройдет в конце сентября в Уфе. Его тема не менее напряженная: присоединение к России различных народов. Особая ее острота возникла после того, как вице-президент Татарской академии наук Рафаэль Хакимов высказался довольно критически в отношении московских оценок истории Татарстана, имея в виду татаро-монгольское иго и присоединение Казани. Впрочем, острые региональные темы не исчерпываются "взятием Казани". К примеру, среди общественных деятелей и историков Дагестана тоже существует своеобразная трактовка присоединения Северного Кавказа к России.
Примерный перечень "трудных вопросов истории"
1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
3. исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
4. причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;
5. роль Ивана IV Грозного в российской истории;
6. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
7. присоединение Украины к России (причины и последствия);
8. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
9. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
10. сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия;
11. оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;
12. характер общественного движения XIX - начала ХХ в. и оценка его роли в истории России;
13. оценка роли России в системе международных отношений в XIX - начале ХХ вв.;
14. характер национальной политики самодержавия и ее оценка;
15. оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.;
16. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
17. русская культура и первые волны эмиграции: "Философский пароход" и Русское зарубежье;
18. причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
19. характер национальной политики большевиков и ее оценка;
20. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;
21. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
22. цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
23. оценка роли СССР в развязывании "холодной войны";
24. советская национальная политика;
25. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
26. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
27. причины, последствия и оценка "перестройки" и распада СССР;
28. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. ("шоковая терапия");
29. причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
30. оценка внешней политики России в 1990-е гг.;
31. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.