17.08.2013 13:15
Общество

Учителя решат, как писать о Сталине в едином учебнике истории

Текст:  Елена Новоселова
В начале сентября в Москве ученые и учителя истории соберутся, чтобы обсудить, каким должен быть единый учебник истории и как в нем правильно описать советскую эпоху. Об этом "РГ" рассказал глава рабочей группы по написанию этого учебного пособия, академик РАН Александр Чубарьян.
Читать на сайте RG.RU

В преддверии августовского педсовета все чаще цитируют Бисмарка: "Битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель". Именно педагоги первыми ощутят на себе брак, если таковой допустит экспертное сообщество, выпустив в школу плохой учебник. Поэтому сейчас в регионах проходят совещания, где историки разбирают опубликованный в июле так называемый Культурно-исторический стандарт: перечень персоналий, понятий, терминов и дат, которые обязательно должны быть отражены в новом учебнике, а также перечень особенно трудных для преподавания тем. Его, сообщил Чубарьян, почти целиком продиктовали именно педагоги. 

- Министерство разослало письма во все регионы, мы (рабочая группа) подкрепили их своими рекомендациями, чтобы на педагогических совещаниях обсудили предложенный стандарт, - комментирует Чубарьян. - В сентябре на научное заседание по теме "Советская история. Как ее освещать в школьных учебниках" в Москву съедется около 150  ученых и педагогов из всех регионов страны. Второе подобное обсуждение пройдет в конце сентября в Уфе. Его тема не менее напряженная: присоединение к России различных народов. Особая ее острота возникла после того, как вице-президент Татарской академии наук Рафаэль Хакимов высказался довольно критически в отношении московских оценок истории Татарстана, имея в виду татаро-монгольское иго и присоединение Казани. Впрочем, острые региональные темы не исчерпываются "взятием Казани". К примеру, среди общественных деятелей и историков Дагестана тоже  существует своеобразная трактовка присоединения Северного Кавказа к России.

Из досье "РГ"

Примерный перечень "трудных вопросов истории"

1.    образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2.    существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

3.    исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;

4.    причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;

5.    роль Ивана IV Грозного в российской истории;

6.    попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

7.    присоединение Украины к России (причины и последствия);

8.    фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

9.    причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

10.  сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия;

11.  оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

12.  характер общественного движения XIX - начала ХХ в. и оценка его роли в истории России;

13.  оценка роли России в системе международных отношений в XIX - начале ХХ вв.;

14.  характер национальной политики самодержавия и ее оценка;

15.  оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.;

16.  причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

17.  русская культура и первые волны эмиграции: "Философский пароход" и Русское зарубежье;

18.  причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

19.  характер национальной политики большевиков и ее оценка;

20.  причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;

21.  оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

22.  цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

23.  оценка роли СССР в развязывании "холодной войны";

24.  советская национальная политика;

25.  причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

26.  оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

27.  причины, последствия и оценка "перестройки" и распада СССР;

28.  оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. ("шоковая терапия");

29.  причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

30.  оценка внешней политики России в 1990-е гг.;

31.  причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Образование