20.08.2013 00:45
Экономика

ФТС: АСМАП задолжала российской казне 20 млрд рублей

Российская Бизнес-газета - : №32 (910)
В августе давний спор таможни и перевозчиков стал публичным. ФТС России заявила, что Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) задолжала российской казне 20 млрд рублей. Таможня с 14 сентября вводит меры, исключающие образование долгов.
Читать на сайте RG.RU

Александр Смеляков, начальник Управления ФТС России

Перевозчики заявили, что гарантийные меры вызовут гнев Запада. 14 августа руководитель ФТС России Андрей Бельянинов на пресс-конференции разъяснил суть претензий и призвал оппонентов к компромиссу и переменам.

Откуда возник долг? Он образовался в результате недоставок товаров. Это тянется с 1990-х годов, обрастая пенями и штрафами. У минфина и таможни нет оснований для его списания. Но выход из ситуации искать надо.

Система гарантий при транзите сложилась на основе конвенции 1975 года, в бумажную эпоху. Ее рабочий инструмент - книжка МДП с отрывными страничками. Каждая страничка, оставленная водителем на внешней таможне, гарантирует, что если груз не будет доставлен перевозчиком, то государство взыщет платежи с гаранта. Гарантом выступал АСМАП.

АСМАП - странная организация. Выступает гарантом, но не имеет на руках покрытых финансовых гарантий. По статусу это - общественная организация. Значит, некоммерческая? По факту она исправно перечисляет заработанные в России деньги в Швейцарию своей головной организации - Международному союзу автомобильного транспорта. Значит - коммерческая и не очень российская?

Первоначальный взнос организации, вступающей в АСМАП, - 240 тысяч рублей. Книжка МДП продается по $100. За три года реализовано 5 млн. Контролируя девять десятых рынка, АСМАП диктует условия в сфере международных перевозок. Но современные способы обеспечения транзита дешевле. Демонополизация пошла бы на пользу рынку. Мир меняется, и никакой бизнес не может оставаться таким, как в "лихие девяностые".

Устав призывать гаранта исполнять его функции, ФТС намерена с 14 сентября от перевозчиков требовать, чтобы при транзите книжка МДП подкреплялась инструментом, предусмотренным таможенным кодексом. Это исключит потери бюджета.

Транспорт ФТС