Александр Смеляков, начальник Управления ФТС России
Перевозчики заявили, что гарантийные меры вызовут гнев Запада. 14 августа руководитель ФТС России Андрей Бельянинов на пресс-конференции разъяснил суть претензий и призвал оппонентов к компромиссу и переменам.
Откуда возник долг? Он образовался в результате недоставок товаров. Это тянется с 1990-х годов, обрастая пенями и штрафами. У минфина и таможни нет оснований для его списания. Но выход из ситуации искать надо.
Система гарантий при транзите сложилась на основе конвенции 1975 года, в бумажную эпоху. Ее рабочий инструмент - книжка МДП с отрывными страничками. Каждая страничка, оставленная водителем на внешней таможне, гарантирует, что если груз не будет доставлен перевозчиком, то государство взыщет платежи с гаранта. Гарантом выступал АСМАП.
АСМАП - странная организация. Выступает гарантом, но не имеет на руках покрытых финансовых гарантий. По статусу это - общественная организация. Значит, некоммерческая? По факту она исправно перечисляет заработанные в России деньги в Швейцарию своей головной организации - Международному союзу автомобильного транспорта. Значит - коммерческая и не очень российская?
Первоначальный взнос организации, вступающей в АСМАП, - 240 тысяч рублей. Книжка МДП продается по $100. За три года реализовано 5 млн. Контролируя девять десятых рынка, АСМАП диктует условия в сфере международных перевозок. Но современные способы обеспечения транзита дешевле. Демонополизация пошла бы на пользу рынку. Мир меняется, и никакой бизнес не может оставаться таким, как в "лихие девяностые".
Устав призывать гаранта исполнять его функции, ФТС намерена с 14 сентября от перевозчиков требовать, чтобы при транзите книжка МДП подкреплялась инструментом, предусмотренным таможенным кодексом. Это исключит потери бюджета.