Как сообщили корреспонденту "РГ" в Управлении на транспорте МВД по Центральному федеральному округу, лазерные атаки на пилотов произошли почти одновременно.
- Первый инцидент был зафиксирован в половине первого ночи. О нем доложил экипаж самолета, выполнявшего рейс Москва - Астана. Предположительно, злоумышленники действовали со стороны Варшавского шоссе. Некоторое время спустя уже экипаж самолета Лондон - Москва сообщил о попытке неизвестных ослепить летчиков лазером со стороны пересечения МКАД и Минского шоссе. Пилотам обоих бортов удалось увести самолеты из опасной зоны, никто не пострадал. Сейчас оперативники тщательно проверяют все обстоятельства происшествий, - заявили в полиции.
Правоохранители с тревогой фиксируют новый всплеск случаев ослепления лазером пилотов самолетов при взлете или заходе на посадку. Последняя подобная масштабная атака на пилотов нескольких рейсов произошла 17 августа в районе аэропорта Шереметьево.
На днях глава думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников сообщил, что Госдума планирует вернуться к рассмотрению законопроекта о наказании за подобные хулиганские действия, угрожающие безопасности транспортных средств.
Напомним, первого июня 2011 года в нижнюю палату был внесен законопроект об уголовной ответственности для хулиганов, ослепляющих пилотов самолетов лазерными указками. Согласно законопроекту, за ослепление пилота лазерной указкой предлагается сажать на семь лет. Если же самолет потерпит крушение - на 10 лет. Но до сих пор, по непонятным причинам, законопроект не прошел барьер второго чтения. По словам Крашенинникова, депутаты "никак не могли договориться с правительством". "Соответственно, я считаю,- заявил он, - не надо ждать пока что-то случилось. У нас есть желание к нему вернуться в осеннюю сессию ". Многие эксперты считают, что за подобные преступления необходимо ужесточить наказание. Ведь речь идет о жизни десятков, а порой и сотен человеческих жизней. Ежегодно правоохранители фиксируют от 30 до 50 случаев ослепления пилотов лазером.
Тревогу забили и медики. По словам известного офтальмолога, директора Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца Владимира Нероева, использование некоторых лазерных указок, "атаке" которых в последнее время подвергаются пилоты самолетов, может привести к тяжелым ожогам глаз. "Могут продаваться такие указки, которые далеко бьют, до 50 километров. Соответственно, они обладают поражающим свойством. Нужно быть очень осторожными с такими указками, потому что ожоги сетчатки, хрусталика и роговицы могут быть очень сильными, вплоть до того, что в дальнейшем даже при правильном лечении очень трудно восстановить зрение", - заявил он.
В США уже более 20 лет борются с этой напастью. Пару лет назад местная полиция зафиксировала около 3000 подобных инциндентов. Подобное правонарушение карается тюрьмой и крупными штрафами. Не так давно полиция Лос-Анджелеса, с помощью экипажа вертолета, оснащенного специальными шлемами, арестовали двух "лазерных хулиганов", которые несколько раз ослепили пилотов самолетов.
Европейская ассоциация пилотов выпустила памятку для своих летчиков "Что делать при ослеплении лазером". В нее входят достаточно простые правила: "закройте глаза рукой от источника света", "избегайте прямого попадания лазерного луча в глаз", "никогда не трите глаза", "если пилот на другом кресле не был освещен (лучом), он должен немедленно взять на себя управление самолетом", "выполните маневр по уклонению от лазера, если это возможно", "срочно включите автопилот", "включите освещение кабины на максимальную яркость для уменьшения эффекта повторного воздействия" и так далее.
Российские эксперты считают, что западный опыт по борьбе с "лазерными" хулиганами нужно использовать у нас. Единодушны они и в том, что вокруг аэропортов должна быть создана зона безопасности, позволяющая контролировать обстановку в секторе захода на посадку и набора высоты после взлета. Сейчас взлетно-посадочные полосы обнесены заборами, но на практике эта территория почти не охраняется.