22.08.2013 13:55
Культура

Худрук Театра.doc Михаил Угаров закончил свой дебютный фильм о Чехове

Неизвестный Чехов стал героем кино, а Маяковский - оперы
Текст:  Вера Ефимович
Российская газета - Федеральный выпуск: №187 (6163)
Беда с этими классиками: чем больше их и про них узнаешь - тем загадочнее они кажутся. И каждое новое поколение, думая, что приблизится к разгадке, - клюет на эту "обманку", даже если не всегда осознает, что продолжает бег по замкнутому кругу.
Читать на сайте RG.RU
Съемки фильма "Братья Ч."

Однако сам процесс настолько увлекателен, "бегущие" открывают столько новых смыслов - хотя бы даже в самих себе, - что конца этому не предвидится. И вот, пожалуйста, свежие обращения к классикам. Молоденький Чехов стал героем нового кино, а поэт Маяковский - оперы. Естественно, в духе времени, путь к ним прокладывается через женщин: Дуня Эфрос рядом с Антоном Павловичем, Лили Брик рядом с Владимиром Владимировичем.

Михаил Угаров, художественный руководитель Театра.doc, закончил съемки своего дебютного фильма "Братья Ч" по одноименной пьесе Елены Греминой. А композитор Алексей Сюмак завершил работу над оперой "НЕМАЯКОВСКИЙ" (именно так, большими буквами) на либретто Димитриса Яламаса - за постановку берется Михайловский театр в Петербурге. Мы попросили авторов фильма и оперы поделиться: чем вызван их интерес к судьбам писателя и поэта - и что нового в их взгляде на классиков?

Почему Чехов?

Режиссер Михаил Угаров о Чехове и своем фильме "Братья Ч":

- Антон Павлович как личность - самый закрытый из писателей. Как ни странно, мы мало о нем знаем. Отчасти потому, что многие годы цензура изо всех сил уничтожала всякие свидетельства его личной и интимной жизни. Хотя, с другой стороны, - он и сам по себе загадочная фигура. Он и в жизни был так ироничен, что, кажется, никогда не поймешь, как он относится к человеку на самом деле. И творчество его тоже не делает фигуру Чехова понятнее. Рядом с ним Толстой, Максим Горький - дети малые, про которых, кажется, все ясно...

Сценарист Елена Гремина использовала письма братьев Антона и Александра Чеховых, воспоминания Александра и Михаила (племянника писателя, создателя знаменитой актерской школы в Америке), дневник Павла Егоровича, отца Чехова. Антон Павлович и сам был документалист. Он все брал из жизни и нес туда, в литературу. Очень много фраз, поступков, поворотов в его отношениях с женщинами - это все ушло в его рассказы, в "Три сестры", "Дядю Ваню"…

Что интересно, впервые в кино биографический Чехов появляется у нас в таком возрасте - 25 лет (его играет актер Егор Корешков). То есть, он еще никто. Какой-то графоман, который еще не знает, что он великий писатель. И мне это понятно, потому что я же начинал как драматург и проходил практически тем же путем: вот ты никто, никто, никто, у тебя куча сомнений - и только потом что-то с тобой случается. Выдержать этот период нелегко. Тут для меня такой личный момент - узнать и показать, как Чехов прошел через это. Актерам тоже было интересно. Важно, что это не биографический фильм, не исторический, не костюмный. Все в костюмах, конечно, но это минимализм, потому что дело ведь не в шляпках и зонтиках чеховских, и не в пенсне, а в совершенно других вещах, тех же самых, что и в нашей жизни: отношениях, психологии.

Фильм - об одном дне из жизни Чехова, но это не просто день. Тогда сорвалась его женитьба на Дуне Эфрос. Именно в этот день, на этой даче в деревне Бабкино все и произошло. И мне так кажется, что любовь к Дуне - вообще самая последняя у него. Дальше были просто холодные похождения, которые закончились в результате Книппер-Чеховой. Она стала для Чехова успокоением. Более от рассудка, чем от сердца.

И почему Маяковский?

Димитрис Яламас о Маяковском в своем либретто оперы "НЕМАЯКОВСКИЙ":

- Я в жизни работал, работаю и, думаю, еще долго буду работать, в основном, с двумя композиторами. Один из них - Алексей Сюмак. Наша первая опера "Станция" была написана в 2008 году и поставлена на фестивале "Территория" Кириллом Серебренниковым и Теодором Курентзисом. Она о жизни и о смерти немецкого поэта Пауля Целана. И когда однажды зашла речь о написании новой оперы, один наш друг предложил: может, продолжите писать о судьбах поэтов - у вас неплохо получается? Стали перечислять имена, дошли до Маяковского, и я понял, что мне это близко, интересно и что я хочу написать об этом.

Название "НЕМАЯКОВСКИЙ" не случайно. Опера начинается с момента смерти поэта, это как бы его собственное зазеркалье, треснувшее отражение, обрывки воспоминаний его и о нем, рассыпающиеся фрагменты его жизни. В конце концов остается только Любовь и Поэзия, слитые воедино. И роль Маяковского, и роль Лили Брик разделены на два слоя - пение и слово, и исполняются сразу двумя артистами - оперным и драматическим. То есть, у нас есть земные говорящие Маяковский и Лиля, и сверхземные поющие Поэт и Муза, вневременные, слитые в вечный союз.

Естественно, нам понадобилось внимательное изучение воспоминаний Лили Брик, переписки Маяковского с ней, докладов чекистов, расследовавших гибель поэта, первых публикаций после случившегося. В тексте использованы фрагменты стихов и поэм Маяковского, слова его современников - Сергея Есенина, Демьяна Бедного, Владимира Ленина, Иосифа Сталина…

Премьера "НЕМАЯКОВСКОГО" состоится в Михайловском театре в конце октября. Режиссер-постановщик Василий Бархатов недавно стал художественным руководителем этого театра. Музыкальный руководитель постановки Михаил Татарников - главный дирижер театра. Кроме того, премьера пройдет в рамках празднования 180-летия этого оперного дома, и это очень почетно для нас.

P.S.

Что все-таки важнее: как мы отражаемся в зеркале классиков или как классики отражаются в наших представлениях о них? Сбросить их как устаревших с корабля современности или приспособить под сегодняшние нужды? Вопросы повторяются из поколения в поколение. Михаил Угаров дает свой ответ:

- Время идет, и Чехов, как любой классик, живет и в том времени, и в современности. Мы меняемся - и он меняется. Интересно отследить наше время через него. Интересно смотреть и играть не какой-то условный XIX век - тогда ведь тоже были живые люди и их тоже волновали сегодняшние реакции, сегодняшняя психика. Все классики существуют скорее "сегодня". Они были совсем другие, люди их иначе воспринимали, читали иначе, чем мы сейчас читаем. И нам уже дела нет до Чехова или Толстого (за компанию и Маяковского - Ред.) того времени...

Музыкальный театр Наше кино