Одна из проблем, которую подняли специалисты, - кадровая. По данным начальника Обь-Иртышского Управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора, руководителя комиссии по расследованию ЧП на Иртыше Владимира Васильева, в трудовой книжке капитана теплохода "Полесье", который находился за штурвалом в нетрезвом состоянии, за двадцать лет работы на речном флоте - 11 увольнений. Одно из них - за прогулы, а все остальные - по собственному желанию.
Тем не менее, следствию удалось выяснить, что на самом деле основой причиной смены места работы рулевого являлось его регулярное пьянство. Однако чтобы не осложнять сотруднику жизнь, ему предлагали уволиться "добровольно". Причем всякий раз он вновь находил работу в речном флоте. И новые руководители его брали, даже не удосужившись навести элементарной справки о сотруднике, хотя он работал внутри системы.
В результате "ружье", столько лет висевшее на стене, наконец, выстрелило. Согласно предварительным данным о ЧП, причиной трагедии на Иртыше явился именно человеческий фактор. Суда, потерпевшие крушения, были в полном порядке. Команды имели все необходимые допуски. А вот капитан подкачал. Не на высоте оказалась диспетчерская служба, а также служба пассажирских перевозок, которые "проморгали" сотрудника, вставшего за штурвал пассажирского теплохода навеселе.
В ходе следствия выяснилось еще одно странное обстоятельство. Правоохранительные органы завели уголовное дело на руководство омского речпорта, однако с главным фигурантом вышла загвоздка. По словам генерального директора предприятия Василия Данилова, сотрудник, который отвечал за безопасность, проводил учебу персонала, заполнял журналы, в штате, якобы, был. Однако, когда "грянул гром", выяснилось, что в приказе о его назначении нет подписей. И теперь ответственный работник всеми правдами и неправдами открещивается от свалившейся на него теперь уже уголовной ответственности.
По словам заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского, обезличенность нарушений - это одна из проблем отрасли. С начала года на водном транспорте выявлено более пятисот нарушений, однако, кто виноват пофамильно, известно лишь узкому кругу лиц. Между тем решить задачу можно программным способом, создав прозрачную электронную систему, куда "забивать" все данные о том или ином инциденте, включая персональные. Тогда любой руководитель сможет видеть, насколько чист или запятнан принимаемый в штат сотрудник.
Речь на совещании шла не только о ЧП на Иртыше, однако авария стала катализатором отраслевых проблем. В их числе - дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень зарплаты, несовершенство образования работников флота, отсутствие четкой системы контроля за персоналом пассажирских и нефтеналивных судов. Говорили речники и о конкретных механизмах, способных свести на нет вероятность трагедий, подобных той, что произошла на Иртыше.
Напомним, в результате столкновения прогулочного теплохода и грузовой баржи 17 августа, погибло шесть человек, еще 47 получили травмы. По факту крушения возбуждено два уголовных дела.
Между тем
Страховщики начали выплачивать возмещение пострадавшим и семьям погибших при крушении теплохода "Полесье". По 18 претензиям на общую сумму около 11,5 миллионов рублей (5 - по жизни, 13 - по здоровью) выплаты уже произведены, сообщили в страховой компании "Энергогарант". Общая сумма возмещения - не менее 20 миллионов рублей - может измениться, поскольку пострадавшие пока находятся в реанимации и на лечении, а также отсутствуют претензии по имуществу.
По закону, размер страхового возмещения в случае гибели пассажира составляет 2,025 миллиона рублей, пострадавшим - не более 2 миллионов, за вред имуществу можно получить до 23 тысяч рублей. Более уже тридцати граждан получили денежные выплаты из регионального резервного фонда в размере 2,7 миллионов рублей. Всего в минтруда подано 36 заявлений. Напомним, что из консолидированного бюджета семьям погибших выплачивают по 500 тысяч рублей, пассажирам с травмами - по 300 и 100 тысяч рублей, в зависимости от степени увечий.