02.09.2013 00:05
Культура

Пласидо Доминго стал главным героем фестиваля в Вероне

Пласидо Доминго стал главным героем Арены ди Вероне
Текст:  Владимир Дудин
Российская газета - Федеральный выпуск: №194 (6170)
91-й фестиваль Арена ди Верона отмечает в этом году эпохальную дату: 200-летие Джузеппе Верди, в память о котором и возник оперный праздник в Вероне 100 лет назад.
Читать на сайте RG.RU

Афишу юбилейного фестиваля (он не проводился только во время мировых войн) составили самые известные оперы Верди - "Аида", "Риголетто", "Травиата", "Набукко", "Трубадур", Реквием, опера Шарля Гуно "Ромео и Джульетта", а также три грандиозных гала-концерта с участием звезд оперной сцены. В центре внимания нынешнего фестиваля оказались две версии "Аиды" - восстановление исторической постановки 1913 года и смелая премьера авангардной испанской команды La Fura dels Baus во главе с режиссером Карлушем Падриссой.

Самый крупный в мире оперный опен-эйр - веронская Арена из года в год ежедневно принимает до 14 тысяч зрителей на ночных просмотрах под фирменным лунным светом в римском амфитеатре, построенном ок. 30 г. н.э. Если на фестивалях в Байройте и Зальцбурге гоняются за последними новинками в области режиссуры, стремясь во что бы то ни стало вскрыть нарывы и неврозы современного общества, то в Вероне неуклонно противостоят нашествию времени, прославляя культ вечных ценностей и бессмертия в духе большого стиля а-ля Дзеффирелли. Здесь главные герои, они же боги - певцы, для которых естественная акустика Арены становится настоящим полем битвы связок, проверкой на прочность.

Правда, сегодня калибр помельчал и солистов масштаба Марии Каллас, Ренаты Тебальди или Лучано Паваротти встретишь намного реже. В этом году в роли последних из могикан предстали выдающийся Лео Нуччи в партии Риголетто и Пласидо Доминго. На днях на лейбле Sony Сlassical вышел новый диск, на обложке которого Доминго в свои 72 года одет в цилиндр, плащ и шарфик - как Верди в 73 года на знаменитом портрете Джованни Болдини. В год 200-летия автора "Аиды" и "Травиаты" Доминго и не может не ассоциироваться с понятием "век оперы", не восприниматься этаким оперным мафусаилом, хранителем традиций оперной культуры. После нескольких десятилетий славы в роли выдающегося тенора ХХ века, принесших ему рекордное число - 134 исполненных партий, он, не в силах отказаться от сладкого рабства оперной сцены, продолжает петь, переквалифицировавшись в баритоны, с необъяснимой, космической энергией, давая фору многим молодым коллегам. Свое вокальное мастерство он продемонстрировал на гала Доминго-Опералия, посвященном 20-летию Operalia - одного из самых престижных, организованных и возглавляемых Пласидо международных вокальных конкурсов. Его бессменный руководитель, являющийся также почетным художественным руководителем фестиваля Арена ди Верона, Доминго спел вместе с победителями конкурсов последних лет - молодой исполнительской элитой. И это при том, что в начале июля певец перенес операцию по удалению легочного тромба. Среди интернациональной команды лауреатов Опералии прежних лет выступили и вызвавшие шквал оваций двое русских певцов - сопрано Ирина Лунгу и бас Виталий Ковалев, работающие исключительно за рубежом. Спустя несколько дней в Вероне прошел очередной двадцатый конкурс Operalia, лауреатом первой премии которого стала сопрано из Казани Аида Гарифуллина, а выпускник Петербургской консерватории, белорусский тенор Владимир Дмитрук удостоился специального денежного приза.

Классика