03.09.2013 00:41
Digital

Пользователи интернета теперь могут заплатить за понравившийся контент

Пользователи могут заплатить за понравившийся контент
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №34 (912)
Если вы предпочитаете просматривать материалы СМИ не в традиционной бумажной версии (или по телевизору), а в Интернете, то, конечно, знаете о возможности "лайкнуть" понравившуюся статью или сюжет. Для этого надо всего лишь нажать соответствующую кнопку "Мне нравится", размещенную под материалом. Теперь у российских пользователей Сети появилась возможность выразить свое одобрение вполне материальным способом - перечислить деньги за понравившийся контент при помощи специальной кнопки.
Читать на сайте RG.RU

Как и большинство технологических новинок, эта опция пришла к нам из-за рубежа. Развитые страны уже несколько лет развивают ресурсы, которые позволяют пользователям перечислять деньги за музыку, литературные произведения, журналистские статьи и фотографии их авторам или издателям. Один из самых известных подобных ресурсов - платформа Flattr, на которой зарегистрированные пользователи могут ежемесячно вносить произвольные суммы в поддержку любимых авторов. Последние, в свою очередь, могут разместить на своих сайтах кнопку Flattr, если пользователю контент нравится, он просто нажимает эту кнопку, определяет сумму своего взноса, и тот автоматически перечисляется автору. Подобная кнопка существует и у одной из крупнейших в мире платежных систем PayPal - PayPal Donate позволяет сделать пожертвование на любой понравившийся материал в Интернете. При этом пользователю необязательно иметь счет в системе - перечислить средства можно с помощью любой банковской карты.

В России существует своя система приема платежей за контент массмедиа - Like n Pay. Ее основатель Владимир Лебедев подчеркивает, что система не собирает пожертвования. "В системе никто не просит "сброситься еще на полгода работы редакции", пользователь оценивает конкретный материал после его просмотра", - рассказал он. Лебедев считает, что такая модель значительно честнее по отношению к читателю, чем модель подписки, где читатель по сути платит вперед за материалы, "которые на 80% окажутся для него бесполезными". Работает система довольно просто: издатель заключает договор и получает код кнопки, который затем устанавливает на авторские материалы сайта. Пользователи видят кнопку Like n Pay на веб-страницах издания, рядом с текстом или видеофрагментом. При нажатии на кнопку пользователю предлагается возможность оценить просмотренный материал, заплатив произвольную сумму.

Интересно, что деньги пользователей получает издатель, а не автор материала. По словам Лебедева, некоторые издания выплачивают дополнительные гонорары авторам, некоторые, особенно те, где велика доля редакционного материала или видеоконтента, используют эти платежи на нужды редакции. Сегодня система заключила договора с 20 российскими интернет-СМИ. Среди них, например, "Русский Репортер", Slon.ru, телеканал "Дождь", "Афиша Краснодара" и другие.

Впрочем, даже если контент публикуется не в зарегистрированном электронном СМИ, а просто на странице в соцсети или блоге, пользователи могут поддержать его материально. Как рассказали в пресс-службе Яндекс.Денег, любой сайт, блог и даже проект, существующий как страничка в Facebook или во ВКонтакте, может установить себе форму сбора средств через систему. Цели при этом могут быть любые: собрать деньги на приют для животных, съемки собственного фильма, покупку компьютера маме и так далее. У Яндекс.Денег есть специальные формы и кнопки, которые можно установить на сайтах, и приложение "Собирайте деньги", которое встраивается на странички Facebook и ВКонтакте. Лимиты достаточно вольные: анонимные пользователи могут переводить в пределах 15 тысяч рублей за раз, а идентифицированные - и того больше. При этом в Яндекс.Деньгах отмечают, что, судя по объемам собранных средств (обороты по конкретным "тематикам" сервис не раскрывает), люди куда охотней готовы безвозмездно помогать любимым проектам, авторам, музыкантам деньгами на "создание контента", нежели платить за доступ к уже опубликованному.

Председатель комиссии Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) по соцмедиа Андрей Яблонских считает, что в ближайшее время люди будут не готовы платить за "лайки". По его словам, мы только приходим к тому, что пользователи начинают платить за просмотр фильмов и прослушивание музыки. Будут ли они готовы платить за "персональные подборки", зависит от их стоимости. Хотя, скорее, это может стать опцией для тех, кто уже оформил подписку, - не более, считает эксперт. "Те, кто не привык платить за традиционную подписку, в жизни не будут платить за "персональные подборки", - уверен Яблонских. Не слишком верит в подобные сервисы и гендиректор агентства performance-маркетинга Artics Internet Solutions Юрий Вайсман. По его словам, для существования такого способа монетизации необходимо наличие экосистемы, в которой любой микроплатеж можно сделать за несколько секунд. "В свое время Apple захватила огромный рынок, создав простую и удобную систему потребления контента (игры, музыка, книги). Пользователь вводит данные кредитной карты один раз, а для каждой последующей покупки ему нужно только нажать кнопку "купить", - сказал эксперт. В "большом вебе", по его словам, до сих пор нет унифицированного и массового способа оплаты подобным образом.

По последним данным Data Insight, доля пользователей онлайн-платежей во всей взрослой российской интернет-аудитории составляет 25%. При этом рост доли этой аудитории замедляется (от 69% в 2010 году до 34% в прошлом), однако в абсолютных числах количество пользователей продолжает расти. По прогнозам компании, к 2015 году аудитория онлайн-платежей превысит 30 млн человек, возможно, тогда и получат свое развитие сервисы, позволяющие оплачивать в Сети не только товары, но и контент.

Интернет