11.09.2013 00:07
Культура

Фестиваль "Спасская башня" вышел в лидеры среди праздников такого формата

Дожди не остудили пылких чувств, которые пробудил военно-музыкальный праздник на Красной площади
Текст:  Владимир Снегирев
Российская газета - Столичный выпуск: №202 (6178)
Девять дней, если считать генеральную репетицию, центр Москвы сотрясали залпы орудий, гремевших с кремлевских стен. А по брусчатке Красной площади топали ботинки натовских солдат. Интересная, согласитесь, новость - на фоне напряженных и нервных переговоров, развернувшихся вокруг Сирии.
Читать на сайте RG.RU
Открытие фестиваля "Спасская башня"

Однако это были самые мирные из всех существующих военных маневров на земле. Международный фестиваль "Спасская башня" собрал под свои знамена оркестры, подразделения почетных караулов и фольклорные коллективы тринадцати государств. Волынщики из Великобритании, военно-морские музыканты из Нидерландов, оркестры Словении и Франции действительно представляли страны, входящие в НАТО. Под защитой североатлантического блока находятся австрийцы и финны, которые также прислали на фестиваль своих представителей. Дальний Восток делегировал барабанщиков из Японии, военных музыкантов из Республики Корея и мастеров боевых искусств из китайского монастыря Шаолинь. Арабский мир был представлен полицейским оркестром из Абу-Даби. Белоруссия блистала ротой почетного караула и оркестром министерства обороны. Швейцария, о которой думали, что она чопорная и скучноватая, потрясла зрителей своими музыкальными сюрпризами в исполнении оркестра военного ведомства.

Ну и, конечно, наши, российские участники тоже не подкачали. Любимцы фестивальной публики воспитанники Московского военно-музыкального суворовского училища включили в свою программу забойный номер, посвященный предстоящей Олимпиаде в Сочи. Президентский оркестр и рота специального караула президентского полка на этот раз подготовили программу, которая на равных соперничала с самыми сильными коллективами.

А когда на площади появлялась Мирей Матье, исполнявшая свои песни под аккомпанемент трех сотен военных музыкантов России и Франции, тут уж никаких слов не хватит, чтобы описать энтузиазм трибун.

Вообще о зрителях "Спасской башни" на этот раз надо сказать особо. Дело в том, что начало сентября в Москве обернулось затяжными холодными дождями. Поэтому организаторы фестиваля, понятное дело, волновались: придут ли люди на открытые трибуны при столь суровых условиях? Это удивительно, но каждый вечер пустых мест почти не было. Более 70 тысяч зрителей - такой оказалась аудитория "Спасской башни"-2013, а с учетом телетрансляций и Интернета она составила 100 миллионов человек.

Когда в минувший четверг на площадь должна была впервые выйти Мирей Матье, как раз наступил пик ненастья: пронизывающий холод, ледяной дождь, порывистый ветер. Французской певице предложили надеть подаренную московскими поклонниками шубу или хотя бы накидку. "Что вы! - отмахнулась певица. - Это будет проявлением неуважения к людям, которые мерзнут на трибунах". Мирей вышла на площадь в легком платьице, с голыми плечами. Она исполнила три песни - "Пардон муа" на французском, "Однозвучно звенит колокольчик" на немецком, "Дорогая моя столица" на русском. Трибуны стонали от восторга. Дождь стал еще сильнее. Мирей - демонстративно, не спеша - раскланялась со зрителями, послала всем трибунам свои воздушные поцелуи и только после этого покинула импровизированную сцену.

Как и в прошлые годы, пять тысяч билетов бесплатно выделили воспитанникам детских домов, инвалидам, ветеранам боевых действий, пенсионерам.

- Эта социальная составляющая очень важна для нас, - подчеркивает комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников, по чьей инициативе родилась "Спасская башня". - Мы впервые открыли на Красной площади детскую площадку фестиваля и сразу убедились в том, что она оказалась востребованной. При поддержке минкомсвязи организовали на весь фестивальный период бесплатный вай-фай и пригласили зрителей перечислить свои пожертвования в фонд помощи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. И часть выручки от продажи билетов также будет направлена в этот фонд.

Генерал также обратил внимание на то, что все зарубежные и российские коллективы приняли активное участие в Дне города: они прошли дефиле по Тверской, а затем играли для москвичей в разных парках города.

Почти две недели у стен Кремля демонстрировали свое мастерство наездники из Кремлевской школы верховой езды и конного эскадрона Президентского полка - это тоже стало традиционной частью музыкального праздника.

Фестиваль "Спасская башня", считает С. Хлебников, выполняет важную функцию на ниве народной дипломатии. В качестве примера он вспомнил слова руководителя одного из оркестров, приехавшего из западноевропейской страны. "Я с детства был воспитан в неприязни к русским и к России, - признался этот человек. - Теперь я покидаю Москву с совершенно другим чувством".

В том же духе высказался в беседе с корреспондентом "РГ" и бригадный генерал Мелвилл Джеймсон, старший советник Королевского Эдинбургского фестиваля.

- Надо было этим политикам, которые не смогли договориться на саммите в Санкт-Петербурге, приехать сюда и увидеть, как военные люди из разных стран ладят друг с другом. Американцам - в первую очередь. Они бы тогда лучше поняли русских.

Я уже не первый раз наблюдаю это великолепное действо на Красной площади и всегда поражаюсь - и его размаху, и искусству постановщиков, и той доброй атмосфере, которая царит повсюду. Особенно потрясает финал - эта невероятная сцена на фоне Покровского собора, заполненная музыкантами в формах разных армий, эта мощь единого интернационального оркестра. Сердце каждый раз трепещет в груди.

Организаторы поступили очень умно, пригласив в Москву не только европейцев, но и представителей восточных государств. Ваша "Спасская башня" показывает всем гостеприимство, открытость, доброту России. И это особенно важно сейчас, когда в мире происходят такие тревожные события.

И знаете, с чем еще уезжают из Москвы руководители военных коллективов? С невероятным по силе зарядом доброжелательности, который они получили, общаясь с генералами Сергеем Хлебниковым и Валерием Халиловым. Я это слышал в кулуарах фестиваля от многих и сам неоднократно испытывал волшебную магию, исходящую от этих людей.

Музыкальный руководитель фестиваля, главный военный дирижер России, генерал-лейтенант Валерий Халилов согласен с тем, что творческий уровень праздника оказался очень высоким.

- Это особенно проявилось в финале, когда на Красную площадь одновременно выходили более полутора тысяч музыкантов. Финальный аккорд явно получился - об этом можно судить по бурной реакции трибун.

Во-вторых, хочу отметить новый элемент, который мы попробовали в этом году. Это большой хор из трехсот человек, который исполнял песню "Ох, ты степь широкая", а на экранах в это время демонстрировались специально снятые сюжеты пролета над страной российских военных самолетов. Сочетание музыки с кадрами блестяще снятых самолетов на фоне наших необъятных просторов - все это вызывало у зрителей гордость за страну, за мощь ее Вооруженных сил.

По мнению В. Халилова, фестиваль "Спасская башня" вышел в явные лидеры среди всех проводимых праздников такого формата.

- В августе я был почетным гостем Эдинбургского фестиваля, а он, кстати, проводился уже в 63-й раз, и там мне вполне официально сказали: "Отныне центр проведения праздников Military Tattoo переместился в Москву".

Лично меня во всей этой истории больше всего вдохновляет то, что военные люди из разных стран на Красной площади исполняют мелодии по одной, одинаковой для всех партитуре. И при этом играют слаженно, вдохновенно, красиво. Музыка объединяет всех, делает счастливыми - и исполнителей, и зрителей, вселяет в наши сердца надежду. Где еще можно увидеть такое?

Я знаю, что та энергия, тот заряд положительными эмоциями, которые зритель получил на "Спасской башне", будут долго согревать сердца людей. Знаю, что весь год меня будут донимать вопросами: "Когда же следующий фестиваль?"

Музыка Москва Столица