Как воспримут зрители - особенно старшего поколения - новый фильм? Генеральный продюсер новой картины Наталья Будкина говорит так: "Мы встречались с дочерью Вампилова и выдержали интервью, для того чтобы убедить, что мы не испортим, не опошлим, не превратим это произведение в пародию. Судить, конечно, зрителю, но мне кажется, нам удалось сохранить все смыслы, заложенные Вампиловым, и в то же время привнести современное звучание".
"Современное звучание" заключается прежде всего в том, что в новом фильме "Прошлым летом в Чулимске" действие пьесы перенесено почти на 50 лет вперед - в 2000-е годы. Как ни парадоксально, но эти два периода в жизни страны связывают практически одинаковые проблемы.
- Действие пьесы мы переносим в 2000-е. Люди остались прежними. Поменялись обстоятельства. Вызовы, которые бросала героям Вампилова в 1970-е советская социальная система, сменились более жесткими - нарастающей бездуховностью "общества потребления", "люмпенизацией души", - говорит Виктор Демент, режиссер-постановщик фильма.
"Хочу на пенсию!"
В чайной, в таежном городке Чулимске, работает молодая девушка Валентина, которая не спешит уехать в город покрупнее, как все ее сверстники. Причина проста: Валентина влюблена в следователя Шаманова, который недавно приехал в Чулимск. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около 30-ти, но он чувствует себя уставшим от жизни человеком. Любимое его присловье: "Хочу на пенсию!"
А в Чулимске сложные времена. Город меняется: рядом большая нефть и, следовательно, большие деньги. Грядут перемены, и в Чулимске знают о них. Все наэлектризовано, все вибрирует в ожидании богатства. И... на свет вылезает страшное: все то, что присуще большим городам с большими деньгами - жестокость, нетерпимость, равнодушие, жадность и корысть. Рушится патриархальный мирок маленького города.
Шныряют по улицам на своих мотоциклах, словно голодные волчата, стайки чулимской молодежи. Им некуда идти, да и не надо теперь - город сам придет к ним. А Валентина каждый день чинит свой палисадник, который местные жители не желают признавать за культурное насаждение. Вокруг палисадника - грязь и мусор, но Валентина "держит оборону". Она посадила в палисаднике маки, чтобы пробудить в людях хорошие чувства. В Валентину влюблен Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовет ее на танцы. Но Валентина отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и даже угрожает расправиться с ним. Несмотря на любовные отношения Шаманова с аптекаршей Зиной, Валентина находит в себе мужество признаться Шаманову в любви. До этого момента не замечавший ранее Валентину Шаманов вдруг осознает, что милая, скромная девушка и есть его счастье. Однако Шаманову и Валентине не суждено быть вместе. Зинаида будет бороться за Шаманова. Да и Павел, безответно влюбленный в Валентину, не сможет допустить, чтобы она принадлежала другому.
"Не удавалось мне поиграть Вампилова"
- Пьеса Вампилова дает надежду разобраться в нас самих по-новому, разобраться, куда мы идем. Доверять сердцу или разуму? Человек либо борется с безысходностью, либо, попадая в нее, доживает свой век плавно, двигаясь по течению. Вот это соединение двух стихий в нем - стихии холодного рассудка и пламенного сердца. Такой Шаманов. Он неуспокоенный, ему нужно принять правильное решение.
Может быть, этим и отличается современный Шаманов от того, который был в 1970-е годы и в советское время, потому что тогда все-таки людей отчаявшихся было больше. Лозунги были и останутся, светлого будущего не будет, обещанного коммунизма не случится. Будет эпоха застоя, и она будет длиться вечно. Сейчас же время очень активное. Но несправедливости также хватает с лихвой.
Я впервые сталкиваюсь с такой драматургией. Не удавалось мне поиграть Вампилова. Я рад, что мне повезло, потому что редко сейчас такое бывает. Особенно в кино.
Кто работал над фильмом
Режиссер-постановщик и автор сценария - Виктор Демент
Оператор-постановщик - Андрей Найденов
Художник-постановщик - Герман Зарянкин
В ролях:
Сергей Безруков (Шаманов)
Мария Поезжаева (Валентина)
Николай Клямчук (Пашка)
Анна Невская (Кашкина)
Александр Самойленко (Мечеткин)
Маргарита Шубина (Хороших)
Андрей Сергеев (Дергачев)