12.09.2013 00:08
Культура

11 эпизодов из биографии Игоря Костолевского

Одиннадцать малоизвестных эпизодов из жизни Игоря Костолевского
Текст:  Андрей Васянин
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №34 (614)
Много ли мы знаем о популярнейшем, любимейшем Игоре Матвеевиче Костолевском, которому 10 сентября исполнилось 65? Те, кто самонадеянно скажут: "Да почти все!", ошибутся. Именно для них мы подобрали несколько фактов, что проливают свет на не самые известные широкой публике эпизоды из биографии народного артиста России.
Читать на сайте RG.RU

1. Например, мало кто знает, что мама Игоря Костолевского, Витта Семеновна, родилась в Минске и прожила 101 год. А сам он снялся в двух белорусских фильмах - в "Игре воображения" Пташука и "Вечном жиде" по произведению Федора Михайловича Достоевского. Игорю всегда нравился Минск, его спокойные и доброжелательные люди.

2. Первая любовь Игоря Костолевского, сына крупного советского чиновника, начальника "Экспортлеса" министерства внешней торговли СССР, и была виновата в том, что он стал актером. Девушка считала, что тот похож на Есенина, а потому его непременно возьмут в актеры. Импозантный десятиклассник пошел поступать в Школу-студию МХАТ и, конечно, провалился. От неминуемого "зажима" перед сидящими за столом звездами театра и кино он начал раздеваться: снял плащ, пиджак, начал расстегивать рубашку... И когда кто-то из экзаменаторов спросил, не перепутал ли он театр с баней, опомнившись, прочел "Дай, Джим, на счастье лапу мне..." и был таков. Но на выходе ему предложили ... поступать на будущий год. В Игоре взыграло самолюбие: в следующем году он, по его словам, поступил "во все театральные вузы столицы". А та любовь - она, конечно же, прошла...

3. Заканчивая ГИТИС, Костолевский не был утвержден на пробах на "Ленфильме" в картину "Врача вызывали?". И когда ассистентка вела "неудачника" по коридору студии, тот вдруг увидел табличку с надписью: "Звезда пленительного счастья". И, узнав, что фильм о декабристах, тут же брякнул: "Я там буду сниматься" - и тут же про это забыл. А потом на гастролях театра в Новосибирске вдруг получил телеграмму от режиссера Владимира Мотыля, в которой тот звал его пробоваться в "Звезде". Роль поручика Анненкова в сценарии была очень маленькая, Игорь решил, что играть тут нечего, и отказался. Владимир Яковлевич все-таки уговорил попробовать - уж очень актер походил на Анненкова внешне, что для Мотыля, как для историка, было важно. Перед съемками Мотыль сказал: "Смотри, можешь все выиграть, а можешь проиграть". А в фильме снимались Смоктуновский, Баталов, Янковский, Купченко, Бондарчук, и проигрывать юной звезде очень уж не хотелось.

4. "Не ожидал, что ты так сыграешь". Эти слова звучали рефреном при встречах Игоря Костолевского с главрежем "Маяковки" великим Андреем Гончаровым. Один из столпов русского театра 70-х изнутри чувствовал, что это будет успех успехов, и ревновал молодого актера своей труппы к "Звезде" и иногда даже не отпускал сниматься. А вообще, Игорь Матвеевич Андрею Александровичу благодарен, во-первых, за то, что тот взял его в "Маяковку", а во-вторых, за то, что не выгнал. Потому что после первого курса он выгонял Костолевского за профнепригодность. Гончаров имел особенность на актеров орать, а Костолевский к этому был с детства не особенно приучен и оттого стал слишком зажатым - каждый выход на сцену был для молодого киногероя суровой пыткой, у него абсолютно не было силы воли и никакой веры в себя. А Гончаров, у которого крик на актеров был просто способом профессионального общения с ними и воспитания, их в Костолевском развил.

5. Игорь Матвеевич всегда называл себя "кипучим лентяем" и считает, что это отличное качество. По-крайней мере "леность русского барина" он всегда в себе ощущал ("Ты ленишься, а совесть тебя гложет, гложет..."). И начинал что-то делать, когда доходит уже до критического момента. Это касается и его героев. Взять того же Плюшкина, которого сам Гоголь обличил как "прореху на человечестве". Костолевский всегда понимал, что все внешние штучки - грим и прочее - начнут работать только когда найдешь суть, боль человека. Ведь Плюшкин - несчастный брошенный старик, который когда-то был рачительным помещиком, но у него умерла жена, одна дочь сбежала со штабс-ротмистром, сын - в полк... Актер таких плюшкиных сегодня очень часто видит в метро, в переходах, на вокзалах. "Поэтому мне смеяться над горем персонажа, которого я показываю на сцене, неохота, - говорит Костолевский, - а хочется понять его, подумать над тем, что он чувствует".

6. Прогулки по Москве с девушкой в поисках уединения - вот с чего начался контакт Игоря Костолевского с театром им. Маяковского. Как-то они проходили мимо "Маяковки". Пошел дождь. Не только не зная, что это за театр, да и вообще в театрах бывавший к тому времени раза два, Игорь предложил барышне купить дешевые билеты. Они сели на галерку и дальше он помнил только какой-то помост и некоего артиста, потрясающе танцевавшего: все остальное время спектакля влюбленные целовались. И когда зажегся свет, к парочке подошел администратор и предложил покинуть зал за аморальное поведение. "Какое же г... этот ваш театр!" - покидая зал, произнесла будущая звезда "Маяковки". А артист, который тогда танцевал на сцене, был Саша Лазарев, в будущем любимый партнер Игоря Матвеевича.

7. Интересно, что актер вовсе не думает, что так уж хорош собой, причем без малейшего кокетства. И считает, что у него есть много чего, что он в себе поменял бы. Костолевский уверен в том, что мужчине нужно сосредоточиваться несколько на других вещах, особенно если он занят не в модельном бизнесе. Актерство - "профессия, в которой есть своя специфика: чем больше тебе отпущено, тем больше с тебя спрос. Ты должен быть интересным, убедительным, должен открывать какие-то новые грани. Это основная задача. По крайней мере во второй половине жизни".

8. Во второй половине 1980-х Костолевский, испытывавший проблемы с ролями в родном театре, заключил контракт в Норвегии, уехал туда на полгода и сыграл одну из лучших своих ролей - Вестника в "Орестее" Эсхила. После возвращения в Россию по приглашению режиссера Петера Штайна сыграл в той же "Орестее", но уже роль Аполлона. После этого у Игоря Матвеевича начался весьма насыщенный и плодотворный театральный период: он занят в спектаклях "Кин IV", "Нора" Ибсена, "Женитьба" в Театре на Покровке, "Арто и его двойник" у режиссера Валерия Фокина, а также во множестве других постановок. В 1995 году Костолевский был удостоен звания народного артиста Российской Федерации. В 2000 году ему присудили Государственную премию России за Подколесина в спектакле Театра на Покровке "Женитьба", а в 2004-м наградили орденом Почета.

9. С Консуэло, французской актрисой Консуэло де Авиланд, они познакомились на спектакле "Арт" в театре Пушкина. Она была эмиссаром Авиньонского фестиваля в Москве и одновременно репетировала у Валерия Фокина. Ни "Звезды", ни других фильмов с Костолевским Дуся - так называет супругу сам актер - не видела. Консуэло в свое время пробила идею восстановить железнодорожное сообщение между Россией и Францией, но об успехах этого проекта ее супруг мог судить лишь по косвенным признакам, например по тому, что жена регулярно приезжала к нему из Франции поездом. Какое-то время назад Консуэло стала официальным представителем РЖД в Париже. Но все-таки большую часть жизни супруги проводят не в дороге и порознь, а вместе, в Москве. На 50-летие Консуэло подарила Костолевскому звезду, названную его именем, - сертификат, выданный соответствующим швейцарским департаментом.

10. Костолевский всячески борется с образом мягкотелого джентльмена, привязавшегося к нему после нескольких ролей. "Я не мягкий и не лояльный, - говорит он про себя, - в актерском деле нужно уметь говорить "нет", нужно уметь достойно проигрывать, потом опять набираться мужества и идти вперед, утираться и все равно идти дальше, и только так!.. Бесхребетным тут быть нельзя". Тут актер любит вспоминать эпизод из "Звезды пленительного счастья". "А почему кавалергард не скачет верхом?" - спросил как-то Костолевский у Мотыля. - "А ты умеешь?" - "Нет". Костолевский пошел в конную школу и научился. Дальше: "А почему кавалергард без романса?" Мотыль отвечает: "Я разругался с Булатом. Если хочешь, позвони ему и предложи". Костолевский Булата Окуджаву знал только по его песням, но позвонил: "Булат Шалвович, я играю в таком-то фильме такую-то роль. Не могли бы вы написать к ней романс?" - "Ну расскажите мне про вашу роль". Рассказал, Окуджава велел позвонить послезавтра. Звоню. И он мне: "Игорь, вы так хорошо мне рассказали, что я все написал".

11. К современной публике Костолевский относится с пониманием: "Мы отражаем зрителя, зритель отражает нас". В театре сегодня очень много низкопробного, считает актер, и зритель начинает думать, что так оно и должно быть. "А что касается поведения публики в зале - выросло целое поколение молодых людей, которые просто не знают, что такое театр и как там себя вести. Приходят, как на стадион, жрут попкорн, пьют пиво, орут... А с другой стороны, слава Богу, что пришли. Раз придет, другой придет, может, ему что-то и откроется". Однажды во время спектакля Игорь Матвеевич даже услышал из зала: "Говори громче, я в театре!". А однажды в детстве родители привели Игорька в Большой на "Лебединое озеро". Сыграли увертюру - и полная темнота. "Я сидел-сидел, а потом подбежал к рампе и заорал: "Начинайте!"

Наше кино