17.09.2013 11:07
Авто

Российским автодилерам посоветовали довольствоваться малым

Эксперты предложили варианты оживления отечественного авторынка
Текст:  Владимир Петров (Калуга)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №207 (6183)
Эксперты, съехавшиеся в Калугу на форум "АвтоЭволюция", оценили состояние российского авторынка как вполне приличное. Однако пиковый взлет пройден, и дилерам посоветовали забыть об огромной марже и довольствоваться двумя-четырьмя процентами.
Читать на сайте RG.RU

Рост отечественного авторынка, когда он вышел на первое место в Европе, был связан с окончанием кризиса 2008 года. Других драйверов для него не имелось, подчеркнул гендиректор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. Нынешние показатели продаж, отметил он, составляют 220-230 тысяч легковых автомобилей в месяц и около 15 тысяч коммерческих.

По словам экспертов, на складах готовой продукции уже наблюдается затоваривание, что грозит неприятностями не только производителям, но и дилерам.

- Им придется расстаться с надеждами на то, что они смогут тратить деньги как хотят. Придется постепенно накапливать средства, - уверен Сергей Целиков.

Дилерам, которых в России сейчас около двух тысяч, он дал совет обратить пристальное внимание на запросы клиентов: неизбежна жесткая конкуренция, и выдержат ее лишь очень сильные игроки, не стремящиеся к немедленным высоким прибылям.

Было предложено несколько вариантов оживления рынка. В частности, предлагалось вернуть утилизацию старых автомобилей, причем сделать ее обязательной в отношении машин старше 20 лет. С такой идеей выступил директор по развитию бизнеса интернет-портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. Однако это предложение вызвало ряд критических замечаний. В первую очередь, это негативно скажется на сельских жителях, которым в любом случае не по карману купить новый автомобиль. Вариант не понравился и главе калужского региона Анатолию Артамонову. Он считает, что никакие насильственные меры привести к хорошим результатам не могут, в отличие от тех, что стимулировали бы владельцев самостоятельно отказываться от старых машин.

Между тем участники "АвтоЭволюции" сделали еще один не очень приятный вывод относительно ближайшего будущего российского авторынка. Его развитию, считает, например, Сергей Целиков, может помешать чрезмерная концентрация населения в городах.

Неизбежна жесткая конкуренция автодилеров, и выдержат ее лишь сильные игроки, не стремящиеся к немедленным прибылям

Однако Анатолий Артамонов попытался развеять сомнения, сообщив, что в общей структуре жилищного строительства области уже преобладает малоэтажное:

- Это значит, что население постепенно начинает рассредоточиваться в сторону окраин, что в свою очередь ставит перед ним актуальный вопрос об обязательном приобретении автомобиля. У нас уже сейчас многие живут в сельской местности, а ездят на работу в город. Им нужны хорошие автомобили.

"И хорошие дороги", - добавили тут же несколько участников форума. На это глава региона ответил, что уже есть договоренности о реконструкции дороги М-3 "Украина" не только на территории Калужской, но и Брянской области.

Между тем автопроизводители не стремятся разделять опасения экспертов по поводу возможной стагнации автомобильного рынка страны. Косвенным доказательством этого стал второй день "АвтоЭволюции", который смело можно назвать китайским. Неподалеку от отеля, где стартовал форум, был торжественно открыт завод, в который инвестор из Поднебесной - одна из крупнейших компаний мира по производству автомобильного стекла - вложил около 300 миллионов евро.

Поначалу предприятие будет выпускать миллион комплектов в год, а через два года намерено утроить количество продукции. Пока здесь работают 300 человек, но когда предприятие выйдет на производственную мощность, откроются еще около 1700 вакансий. Действовать будет инвестор, как отметили его представители, в рамках условий правительства РФ о локализации производства.

Учитывая количество выпускаемых в России автомобилей и понимая, что для всей продукции найти рынок сбыта здесь пока не удастся, компания намерена продавать в нашей стране лишь треть продукции, а остальное поставлять в Европу. Непосредственно в Калуге уже заключена договоренность о поставках автостекла только на один завод. Кстати, это не первое китайское предприятие в индустриальном парке "Грабцево". Другой инвестор разместил здесь завод бензобаков.

В целом в Калужской области уже производят 12 процентов всех российских автомобилей. Вскоре в индустриальном парке "Росва" еще один мировой лидер автокомпонентов откроет шинное производство, а в парке "Калуга Юг" начнут делать электронную начинку для автомобилей. Наконец, в 2015 году должно начать работать предприятие по выпуску двигателей.

Кстати, и замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов, присоединившийся к "АвтоЭволюции" во второй день, также не проявил беспокойства по поводу будущего российского автопрома. По его словам, Калужский автокластер, например, развивается динамично и эффективно.

- При входе в масштабные проекты приходится начинать с малорискованных форматов сотрудничества. Но при этом всякий раз, когда мы говорим о развитии ряда отраслей, понимаем: каждый проект сотрудничества оставляет какой-то элемент, который позволяет наращивать ключевые компетенции, а впоследствии иметь возможность самостоятельно развивать эти отрасли и бизнес.

Такая стройная политика, утверждает Алексей Рахманов, есть в сфере автопрома. Здесь наращивается локализация, то есть налицо переход от сборочного производства к полному. Кроме того, уточнил замминистра, речь идет и о передаче технологий.

Легковые авто Калуга Центральная Россия