Исследовательский центр портала Работа@Mail.Ru провел опрос среди жителей России и выяснил, что каждый четвертый представлял в образе того или иного животного и своего начальника. Чаще всего возникают сравнения с крысой (15%), бараном (13%) и свиньей (12%). Поясняют это обычно поступками шефа, которые считаются характерными для "зверских" образов. Но обращает на себя внимание тот факт, что каждый пятый называл руководителя животным и прямо в лицо. О чем это говорит - о полной невоспитанности или о том, что человека довели до белого каления? Варианты возможны, потому что каждому из нас приходилось сталкиваться с руководителем, который был явно не на своем месте.
Но любопытно, что согласно опросу подобные высказывания чаще всего не влекли за собой никаких неприятных последствий для работника: начальник либо делал вид, что не услышал, либо просто смеялся в ответ. Немногие проводили с дерзким подчиненным специальный разговор или увольняли за такую дерзость. Лишь в одном из 10 случаев дело доходило до драки - тут, видимо, недостаточный уровень культуры демонстрировали обе стороны.
Понятно, что даже в случаях, когда руководитель как будто не заметил оскорбление, он его вряд ли забудет. А как на самом деле он должен реагировать на подобное?
- Игнорировать агрессивное или вызывающее поведение подчиненного не стоит, - считает руководитель департамента по работе с клиентами рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Надежда Михина. - В случае регулярного возникновения двусмысленных ситуаций боссу нужно побеседовать с ним с глазу на глаз и максимально доверительно объяснить неправильность его поведения. Чаще всего подчиненный оценит подобное внимательное отношение и нацеленность на положительный результат. Практика показывает, что процесс притирания и привыкания к стилю руководства для управленцев высшего и среднего звена не занимает больше года.
Ясно, что во многих случаях конфликтная ситуация может тлеть месяцами. Кто и каким образом может помочь в ее урегулировании?
- Сотрудники отдела кадров играют не последнюю роль в управлении конфликтами в организации, - уверена заместитель директора по персоналу кадрового холдинга "Профиль" Ирина Царькова. - Кадровик может выступать в роли медиатора, то есть независимого и беспристрастного лица, призванного оказать содействие в урегулировании спора. Если конфликт носит трудовой характер, то необходимо провести юридическую консультацию по Трудовому кодексу РФ и для руководителя, разъяснив ему, нет ли нарушений прав работника, и - отдельно - для работника. В случае возникновения конфликтов на личной почве сотрудник отдела кадров может послужить неплохим "громоотводом" и подготовить конфликтующие стороны к переговорам, а также помочь добиться взаимных уступок.
И если вы чувствуете неодолимый позыв назвать шефа как-то не по-парламентски, вспомните, что стадо овец и баранов всегда ведет вперед козел. Просто потому, что он умнее.