25.09.2013 21:00
Экономика

На Урале выросло число ДТП по вине водителей маршруток

Отсутствие законодательной базы мешает навести порядок в сфере пассажирских перевозок
Текст:  Владимир Васин (Челябинская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6191)
Рынок пассажирских перевозок в Челябинской области продолжает развиваться стихийно. Ситуация не устраивает ни власти, ни ГИБДД, ни транспортников. Самая наболевшая - проблема маршрутных такси: сообщения о разбитых машинах и драках между водителями стали регулярными, жалобы на нарушения при проведении конкурсов на право работать на маршруте не иссякают и, что хуже всего, неуклонно растет число ДТП.
Читать на сайте RG.RU

По словам замначальника отдела по техническому надзору ГИБДД по Челябинской области Андрея Кузнецова, основная причина аварий - недисциплинированность водителей. В погоне за клиентами вопрос безопасности уходит на второй план. В результате ситуация на дорогах сейчас критическая - как 20 лет назад, несмотря на улучшение технического оснащения транспорта.

Это приводит к трагическим последствиям. По данным ГИБДД, по вине водителей маршрутных такси в 2012 году произошло 97 ДТП, в которых погибли восемь человек, 152 получили ранения. В Челябинске 58 процентов аварий - на 17 процентов больше, чем в 2011-м, - на совести водителей маршруток. В текущем году число аварий, случившихся по вине водителей пассажирского транспорта, выросло на 38 процентов, погибли три человека, а количество травмированных приближается к семидесяти. Заметим: в 67 из 69 происшествий виновны водители маршрутных такси.

Сотрудники ГИБДД подчеркивают, что наибольшую ответственность за безопасность пассажиров несут предприниматели-перевозчики. Ведь в основе проблемы - недостаточная квалификация и низкая дисциплина водителей-иностранцев.

Владельцы фирм разводят руками и ссылаются на нежелание соотечественников трудиться с той же отдачей и на тех же условиях, что и мигранты. Власти к этой позиции относятся как минимум с пониманием. Так, председатель комиссии гордумы Челябинска по экономике Александр Вышегородцев в качестве причин, отвращающих от профессии коренных южноуральцев, назвал "российский алкоголизм" и "нежелание работать". Хотя третий озвученный фактор - 14 часовая рабочая смена, после которой люди выходят из-за руля, шатаясь не от спиртного, а от переутомления, - заставляет сомневаться в объективности оценки. Вряд ли пассажиров микроавтобуса, слетевшего минувшей зимой на лед Шершневского водохранилища и затонувшего, утешает мысль о трудолюбии переутомившегося гастарбайтера, имевшего лишь разрешение на управление погрузчиком.

Вместо того чтобы соблюдать Трудовой кодекс, предприниматели требуют предоставления квот.

- Мы каждый год направляем обращения в соответствующие органы, но ничего не меняется. Если бы у нас были официальные квоты на привлечение мигрантов, то можно было бы отбирать специалистов, - говорит представитель НП "Ассоциация перевозчиков" Алексей Глинских.

Но ведь какой-то отбор осуществляется и сегодня. Впрочем, даже прямой запрет на профессию для мигрантов, не имеющих прав российского образца, вступающий в силу с 5 ноября, вряд ли изменит ситуацию кардинально. Беда в том, что далеко не все объясняется некоей иррациональной жадностью бизнесменов. Как указывает Алексей Глинских, часть пассажиропотока оттягивают на себя нелегалы, что приводит к уменьшению прибыли добросовестных предпринимателей и ставит их в заведомо проигрышные условия. Предлагаемые Челябинским УФАС более длительные сроки договоров (чтобы оправдать затраты на улучшение условий труда и повышение безопасности пассажиров) эту проблему не решат.

- Мы хотим защитить и пассажиров, и бизнесменов, но отсутствие законодательной базы не позволяет этого сделать, - резюмирует Александр Вышегородцев.

Действительно, даже понятие "маршрутное такси" в действующем законодательстве отсутствует, а полномочия местных властей по организации перевозок не прописаны. Это превращает периодически проводимые ими конкурсы в фарс - воздействовать на нарушителей нереально. Челябинские депутаты трижды отправляли свои предложения в Госдуму, но действия это не возымело.

Тем временем схожая тенденция начинает проявляться на рынке легковых такси. С начала года количество заявлений на выдачу лицензий снизилось более чем в два раза по сравнению с тем же периодом 2012 года. Из 4 704 выданных разрешений 833 перевозчики сдали, из них 633 - в 2013 году.

- У предпринимателей, работающих легально, есть возможность сравнивать, - говорит замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Сергей Смольников. - Они видят коллег, не имеющих разрешений, и понимают, что так можно работать. И при этом проигрывают в конкурентной борьбе нелегалам.

Не пресеченный вовремя в одном сегменте рынка хаос начинает распространяться на смежные сектора. Остается только надеяться, что законопроект об организации пассажирских перевозок (его принятия ожидают с 2007 года, однако документ поступил для анализа в ГИБДД Челябинской области только сейчас) будет не только принят оперативно, но и окажется действенным.

Справка "РГ"

В Челябинске на 116 маршрутах работают 30 официальных перевозчиков. На 550 муниципальных автобусов приходится до 2500 частных машин, из них легальными являются порядка 1900.

Общественный транспорт Челябинская область Урал и Западная Сибирь