Те, кто хотел увидеть вертолеты во всей их красе, в том числе и в небе, могли это сделать на салоне МАКС-2013, который проходил в конце августа в Жуковском. Сегодня вся вертолетная индустрия сосредоточена в холдинге "Вертолеты России", который, в свою очередь, входит в корпорацию "Ростех". Именно холдинг и показывает модели своих боевых винтокрылых машин. Их, кстати, немного. Это Ми-35М, Ка-52 "Аллигатор", Ми-28Н "Ночной охотник", а также многоцелевые вертолеты серии Ми-8/17.
Разведывательно-ударный Ка-52 "Аллигатор" - всепогодный боевой вертолет круглосуточного применения для решения задач разведки и управления группой боевых ударных вертолетов. Он снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты, средствами активного противодействия атакам ракет с инфракрасными головками самонаведения и оснащен мощным наступательным вооружением. "Аллигатор" обеспечивает высокую защищенность экипажа, для облегчения пилотирования в состав бортового оборудования входят современные автоматизированные системы. В июне этого года Ка-52 "Аллигатор" впервые был продемонстрирован международной общественности на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже и получил высокие оценки специалистов.
Штурмовой вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" способен выполнять задания в любое время суток, в сложных метеоусловиях, может эффективно действовать против танков, бронемашин, бронетранспортеров, самоходных артиллерийских орудий, элементов артиллерии и войсковой ПВО. Кроме того, комплекс вооружения Ми-28Н позволяет поражать в воздухе вертолеты и низколетящие на небольшой скорости самолеты противника.
Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М создан на основе легендарного боевого вертолета Ми-24. Вертолеты серии Ми-24 заработали славу надежных и высокоэффективных боевых машин и до сих пор стоят на вооружении многих стран мира. Новый Ми-35М оснащен по последнему слову техники и способен выполнять задачи круглосуточно в любых метеоусловиях. Ми-35М предназначается для уничтожения бронетанковой техники, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, высадки десанта, эвакуации раненых, перевозки грузов.
По мнению некоторых авиационных экспертов, Ми-35М даже лучше, чем как бы новейший, Ми-28Н. Дело в том, что когда в конкурсном соревновании Ми-28 проиграл Ка-50, который и был принят на вооружение Российской армии еще в середине 1990-х годов, "милевцы", чтобы добро не пропадало, все лучшее от Ми-28 внедрили в хорошо отработанный Ми-24. И получилась великолепная модернизация хорошо известной и любимой летчиками машины, тот самый Ми-35, который потом еще раз модернизировали и получили просто супер Ми-35М.
Новый-старый вертолет может делать практически все то же, что и гораздо более дорогой и не проверенный в боях Ми-28Н. А наличие десантной кабины придает штурмовому вертолету очень важную при эксплуатации универсальность.
Так что, сошлюсь опять же на мнения экспертов, которые слышал на авиасалоне МАКС-2013, - запускать в серию Ми-28Н, который ни в чем не превосходит, а по ряду важнейших характеристик уступает Ка-52, не имело смысла - ни военного, ни тем более экономического. Поскольку уже был создан Ми-35.
Но в результате кабинетных интриг Ка-50, принятый на вооружение, в войска так и не поступил, зато валом пошли (до сих пор не принятые на вооружение!) "Ночные охотники". А чтобы уж совсем не выглядеть странно, генералы от ВВС великодушно разрешили переработать одноместный Ка-50 в двухместный Ка-52 и стали закупать его небольшими партиями.
Когда-то аналогичная ситуация была с танками. В СССР одновременно на вооружении стояли совершенно одинаковые по боевым возможностям Т-64, Т-72 и Т-80. Зато они очень сильно отличались по цене и эксплуатационным характеристикам. Это было неудобно для военных и накладно для экономики. Но оказывается даже недавний и очень негативный опыт ничему в нашей стране не учит.
Одними из самых надежных и популярных в мире стали вертолеты серии Ми-8/17. Они оказались настолько универсальными, что одинаково успешно применяются как пассажирские, десантные, патрульные и штурмовые. Эти вертолеты стоят на вооружении десятков стран и применяются в различных климатических условиях. Холдинг "Вертолеты России" на выставке RAE-2013 представил самые современные разработки военных вертолетов на этой платформе: военно-транспортные Ми-8МТВ-5 (экспортное обозначение Ми-17В-5) и транспортно-боевые Ми-8АМТШ (экспортное обозначение Ми-171Ш). Эти вертолеты предлагаются заказчикам с широким набором дополнительного оборудования и пользуются высоким спросом. В августе этого года "Вертолеты России" выпустили юбилейный 750-й вертолет Ми-8АМТШ, который поступил в распоряжение министерства обороны России.
Для выполнения задач по транспортировке военных и гуманитарных грузов вооруженные силы ряда стран применяют самый грузоподъемный вертолет мира из серийно-выпускаемых моделей - военно-транспортный Ми-26. Этот уникальный вертолет способен перевозить до 82 десантников с полным комплектом вооружения или до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Вертолеты Ми-26 поставляются ВВС России и предлагаются на экспорт.
Как сообщили в пресс-службе холдинга, главная цель участия в выставке - оказание содействия в продвижении российской военной техники, вооружения и боеприпасов на внутренний и внешний рынки, расширение круга зарубежных партнеров, демонстрация новейших достижений российских и зарубежных производителей военного оборудования, развитие деловых контактов между производителями и заказчиками военной техники, вооружения и боеприпасов со всего мира.
Кстати, буквально накануне открытия выставки в Нижнем Тагиле, в "Вертолетах России" произошла смена руководства. Генеральным директором холдинга назначен Александр Михеев. Ранее он занимал пост заместителя гендиректора "Рособоронэкспорта". Такое решение было принято на заседании Совета директоров "Вертолетов России" 24 сентября 2013 года.
"Перед новым руководством "Вертолетов России" стоит задача укрепить позиции компании на мировом рынке, увеличить рентабельность производства, - подчеркнул гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов. - В стратегии развития холдинга до 2020 года запланировано увеличение его доли на международном рынке до 18-20% с нынешних 14%, в том числе за счет расширения присутствия в странах СНГ, Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке".
А председатель Совета директоров "Вертолетов России", заместитель гендиректора "Ростеха" Владимир Артяков отметил: "Все основные финансовые показатели вертолетостроительного холдинга демонстрируют уверенный рост, растет и производство машин, и портфель заказов. Сейчас компания выходит на новый этап развития. Необходимо продолжить расширение модельного ряда вертолетов, усиливая при этом гражданскую составляющую. Убежден, что г-н Михеев будет успешно и плодотворно развивать заложенные основы отрасли".
Согласно планам, к 2020 году рост годового производства вертолетов должен увеличиться до 470 машин, а выручка - до 240 млрд рублей.
"Наша компания уже сегодня занимает позиции одного из мировых лидеров вертолетостроения, - сказал при вступлении в должность Александр Михеев. - В 2012 году холдинг показал самые высокие в отрасли результаты по увеличению объемов поставок вертолетов. Компания будет расширять предложения в сегменте легких вертолетов, а также сосредоточится на развитии сервисной сети, увеличивая в выручке долю услуг по послепродажному обслуживанию".
Досье "РГ"
Александр Михеев родился в 1961 году, в 1985 году окончил Московский институт инженеров гражданской авиации по специальности "эксплуатация воздушных судов", в 2005 году - аспирантуру Военной академии Генерального штаба вооруженных сил РФ, в 2006 году - Финансовую Академию при Правительстве РФ. Кандидат экономических наук.
Александр Михеев работал в "Рособоронэкспорте" в должности заместителя генерального директора, является членом Совета директоров "Вертолетов России" с 2008 года. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и орденом Почета.