26.09.2013 00:20
Общество

Мария Городова: Глядя в глаза старости, мы встречаемся со своим будущим

Зачем жить, если твой день - страдание?
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №216 (6192)
"А зачем тратить деньги на медицину, которая продлевает мучение "овоща", обреченного лежать на койке и не умеющего элементарно обслужить себя? Эгоизм официально признак старческой деменции. Цепляются за свое жалкое существование и не задумываются о близких, которым отравляют жизнь! Раз Бог определил кому-то срок, что ж выклянчивать у него подачки: еще месяц, еще недельку... " - из обсуждения статьи "Целительница" на сайте, который не стоит того, чтобы его рекламировали.
Читать на сайте RG.RU

"На прошлой неделе мой отец мне сказал: "Не зови больше этого врача! - читаем мы в другом интернет-блоге. - Не зови этого. Он ждет моей смерти". - "Нет, конечно! Это хороший, опытный врач! А потом он получает за каждый приход деньги!" - "Получает! Но все равно он считает, что я вот-вот умру! Не зови его больше. Найди другого! С этим ты меня не вытащишь!"

Моя сегодняшняя запись посвящена воле к жизни: наблюдению над волей к жизни. Нет, неточно. Не наблюдению. Восхищению волей к жизни. Прославлению воли к жизни. Преклонению перед ней.

Встречается среди некоторых верующих этакое благодушие перед смертью. Формулируется оно по-разному. Начиная с идиотической банальности: "Все там будем!" и вздохов, лицемерно брошенных в спину придавленному горем близкому: "Кто знает, какие ужасы ждали бы покойного, поживи он еще...", заканчивая доморощенным витийством: "У дочкиной подружки умер жених. У них была идеальная любовь, и девочка в горе. А я ей страстно завидую и понимаю, какая она счастливица. У нее была незапятнанная любовь. У нее не будет сломанного носа, триппера, отнятого ребенка, презрения, унижения, нищеты. Она счастливица, и это на всю жизнь. Это подарок!.." Сие из Живого Журнала, комментарий. В том смысле, что смерть лучше кошмара реальности, и несвоевременный, ранний уход сбережет всех от низменных уродств действительности... Послушайте! Не надо жить низменно! Давайте жить высоко! Попробуем, попытаемся! Не вглядываясь в грязь под ногами, похотливо обсасывая подробности, но обращая взгляд туда - вверх, к Небу! Будем карабкаться, а не клеветать! На жизнь! На Господа! Бог смерти не сотворил. И яма, разверстая человеческим грехом, бездонная прорва смерти, сегодня, как и два тысячелетия назад, может быть преодолена только одним - жертвенной любовью! Может, стоит начать со слов к страдающей девочке и убитой горем матери: "Господи, горе-то какое! Чем могу я помочь вам, родные?!!"

Смирение перед смертью не просто недоумие. Преступление! Смирение может быть только перед Богом. Перед Его Владыческой волей. Перед тайной Его промысла, обращающего даже зло во благо. Но благо это часто нам, грешным, не явлено, не открыто. А потому да не посмеем заменять Божью Правду своими умствованиями. Смерть не беспроигрышная лотерея, проплаченная Его кровью. Искупительная жертва Спасителя предполагает и наше сораспятие на Кресте. Хотя бы сораспятие нашего эгоизма. Нашего себялюбия. Нашего саможаления. Смерть - зло. Смерть - враг. Смерть - боль. Удар, нанесенный часто предательски неожиданно. Нарушение богоданного порядка. Не случайно в подружках у смерти подлость, алчность, трусость, корысть, глупость, себялюбие, зависть, предательство и равнодушие. И особенно равнодушие.

"Старость - это война, - говорит мой папа. - Не дай бог заболеть, и для окружающих ты уже покойник... Нет, разговаривать могут вежливо - как с дураком или несмышленым ребенком, но в глазах, в глазах - приговор... Тебя уже скинули со счетов! Ты слаб, ты немощен, ты бесполезен! На тебя смотрят, прикидывая, чем тут можно поживиться!.." Конечно, я с папой спорю. Вспоминаю семью подруги, которая закормила нас пловом, бешбармаком, нежнейшей шурпой... Говорю о друзьях, делающих всё, чтобы я могла оставаться с тобой, папа! Я спорю, но знаю, он прав: ко мне после очередной "скорой" уже подходили, интересовались папиным сарайчиком; медсестра, ставящая капельницу, прямо при папе зондировала почву насчет швейной машинки "Зингер"; а наши больницы!.. Вот уж театр военных действий, где главные баталии разворачиваются, когда родственники больного ушли...

Православный календарь с Марией Городовой

Старость - это война. И мало кому удается выдержать удары, наносимые равнодушием окружающих, ранения, причиняемые нежданной подлостью, муки от предательства тех, кому верил, боль от чудовищной несправедливости и удушливое зловоние мародерства.

Наша цивилизация, сделавшая главным идолом Удовольствие, диктует нехитрый закон: если ты не в строю, если тебя уже нет среди нас - нет тебе места и в этой жизни. Если тебя угораздило соскользнуть, пусть и одной ногой, в могилу - не тяни! Не обременяй собой, своими воплями, причитаниями, своим видом! Поспеши! Поторопись! Определяйся! Но, может, действительно пора? Чтобы не мучить близких. Не страдать самому. Зачем бороться, если гнетущая тень смерти уже который день маячит рядом? Может, правда, пришло время сдаваться? К чему она, воля к жизни, если твой день - болезнь? Твоя ночь - страдание? Если надежда зыбка, как дыхание в темноте больничной палаты? Что происходит, когда жизнь человека подобна робкому язычку пламени, колеблемому на ветру, но все-таки еще не гаснущему? Что происходит в эти томительные мгновения, часы, дни, недели?.. С больным? С теми, кто рядом? И с теми, кто далеко? Думаю, Господь возделывает наши сердца.

А потому да здравствует воля к жизни! No pasarаn! Враг не пройдет!

Поздравляю вас - сегодня мы прожили еще один день своей жизни. Сегодня мы стали еще ближе к тому роковому дню, часу, мигу, когда нам понадобится наша воля к жизни".

Молитвы

Святого праведного Иоанна Кронштадтского

Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Господь даде, Господь отъят... буди имя Господне благословено (Иов. 1:21).

Вы привыкли смотреть на тело свое как на неотъемлемую собственность, но это крайне несправедливо, потому что ваше тело - Божие здание.

Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне единородный безначального Отца, едине исцеляяй всякий недуг и всяку язю в людех (ср.: Мф. 4, 32), яко помиловал мя еси, грешного, и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и во славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи. Аминь.

Болящего (составлена преподобным Гавриилом Седмиезерским)

Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!

Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз. Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына Твоего, да присетит мя благодатию Своею, да узами любви Его прикованный у ног Его пребуду вовеки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом но у ног Его.

К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя сладость, жизнь, здравие, радость паче мира сего радости, весь состав жизни моея. Ты еси свет паче всякого света. Вижу недвижное от болезни тело мое, чувствую расслабление всех членов моих, боли в костях моих. Но, о свете мой, как услаждают меня лучи света Твоего, падающие на раны мои! Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся.

Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, - не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира.

О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе! Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом вовеки. Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи, Аминь.

Религия