Законопроект уже принят Госдумой в 1-м чтении. Однако у правительственных экспертов возникли некоторые технические замечания к документу. Так что ко 2-му чтению в нем могут появиться важные изменения. Например, жалобы граждан на повышенные тарифы могут стать поводом для внеплановой проверки управляющих компаний.
Если в общих чертах, система должна работать так: правительство, например, решило, что платежи за услуги ЖКХ могут в течение трех лет повыситься на 10%. Губернатор региона может довести эту цифру максимум до 15%, но если захочет повысить больше, надо будет договариваться с муниципалитетами. Если говорить об абсолютных цифрах, то, например, получается, что вместо 1000 рублей за коммунальные услуги надо будет платить 1100 рублей. Если губернатор не примет решения о том, что платить надо чуть больше.
В исключительных случаях муниципалитет также может увеличить плату за коммунальные услуги сильнее, чем предписывается, но для этого должно быть подробное обоснование. Так было написано в первоначальном варианте законопроекта.
Федеральная служба по тарифам подготовила свои дополнения к документу. В частности, предлагается поручить государственному жилищному надзору контроль за тем, не выходит ли коммунальная плата за пределы индексов. Информация о том, что где-то счета вышли за установленные пределы, может стать основанием для внеплановой проверки управляющей компании.
Напомним, что государственные жилищные инспекции должны создаваться региональными властями. В тех регионах, где власти серьезно подошли к проблеме, сейчас создаются эффективные структуры по защите жильцов и контролю за коммунальной сферой.
В Москве в августе этого года начал работу единый портал "Наш город", который технологически объединил три сервиса "Наш город", "Дороги Москвы" и "Дома Москвы". На нем существенно расширен перечень проблем, с которыми могут обратиться жители города. Например, качество управления многоквартирным домом москвичи могут оценить, обратившись по 30 типовым проблемам. Там же составлен рейтинг управляющих компаний (читай - управдомов). В идеале подобные порталы должны быть созданы в каждом регионе.
В течение месяца инспекциями жилищного надзора административных округов рассмотрено 517 сообщений граждан, поступивших на портал. Из них 219 решены управляющими компаниями в течение восьми дней. В некоторых случаях проблемы были решены с нарушениями контрольных сроков, в связи с чем управляющие организации были оштрафованы на общую сумму 3,2 миллиона рублей. А отдел по надзору за переустройством помещений в жилых домах по Зеленоградскому округу Москвы начал предоставление государственной услуги по согласованию перепланировки квартир по запросу в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг города Москвы.