1. Меня мучают сегодня вопросами о дальнейших творческих планах театра. Отвечаю: дайте сначала разобраться, подумать, сформировать эту программу. Через полтора-два сезона вы уже сможете спрашивать меня: это что такое? А в этом году все контракты подписаны, режиссеры готовы к постановкам, спектакли распланированы, декорации делаются, костюмы шьются.
2. Все, что оставил мне в наследство предыдущий директор Анатолий Иксанов и с точки зрения организационной структуры Большого театра, и с точки зрения компетентности людей, работающих в театре, высокого профессионального класса. И я бы хотел работать с той командой, которая сейчас есть. Ну, если не получится, буду искать другую.
3. Некоторым кажется, что от масштабов и количества зависит качество. Это не так. Когда театр превращают в некий комбинат по производству и прокату спектаклей, возникает серьезная проблема - качество каждодневного показа спектаклей. Я знаю театры, в том числе и в России, где постановщики или руководство могут собрать блистательную команду певцов на премьеру. Все пройдет прекрасно, пресса одобрит. А дальше - придешь на пятый-шестой спектакль и думаешь, лучше бы не делал этого. Моя задача, как и прежде, когда я работал в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, состоит в том, чтобы обеспечить качество спектаклей в каждодневном режиме. А для этого должна быть создана соответствующая творческая атмосфера в театре.
4. В Большом театре все так устроено, что ответственность за происходящее на сцене лежит на одном человеке - генеральном директоре. Это единоначалие: остальные люди выполняют свои функции и подчиняются директору. Но для меня любое вмешательство в художественную жизнь театра с каким-то запретом практически невозможно. Вообще я считаю, что театр - это дело общее. Надо общаться, обсуждать. В театре все должны быть воодушевлены единой работой, иначе ничего не выйдет.
5. Я позвал Сергея Филина стать худруком балетной труппы театра Станиславского и Немировича-Данченко, когда он еще танцевал в Большом театре. Я видел, что у него есть организаторские способности. Мы встречались, много говорили. Для меня руководитель - это прежде всего человек, умеющий работать с людьми, понимающий людей, любящий тех, с кем он работает. Только тогда он может быть жестким и требовательным. Конечно, руководитель и артист - это разные профессии. И поначалу у нас были конфликты с Сергеем, что скрывать. Но мы снова садились за стол и обсуждали. И уже на третий год нашей совместной работы мы друг друга понимали. Он много интересного сделал и в театре Станиславского и Немировича-Данченко, и здесь, в Большом. Сейчас мы обсуждаем с ним, как будем дальше работать.
6. Если говорить об общих задачах, то для меня принципиально важно возвращение на сцену Большого театра русской оперной классики. Причем в оригинальном сегодняшнем решении. Основной задачей считаю формирование оперной труппы для качественного обеспечения ежедневной работы Большого театра и музыкального уровня того, что звучит с его сцены. Для меня принципиально, чтобы Большой театр России славился постановками с именами российских артистов. Сегодня в мире говорят о звездах балета Большого театра, и надо, чтобы так же заговорили о звездах оперы Большого театра.
7. Мне бы хотелось сократить приток приглашенных певцов в постановках Большого театра. Не важно, западные это певцы или российские. Я убежден, что система бесконечных приглашений и сменяемости певцов разрушает художественное качество спектакля. Невозможно, чтобы певец приехал и за 7 - 10 дней ввелся в спектакль, атмосфера которого создавалась режиссером на протяжении 2 - 2,5 месяцев. Такая практика не имеет отношения к театру, это филармоническое направление.
8. Я не понимаю, почему в Большом театре, скажем, оперу "Иоланта" Чайковского не может поставить российский режиссер. Мы что, уже на сегодняшний день совсем не имеем режиссеров, способных осмыслить оперу Чайковского? Если не имеем, значит, надо искать, надо воспитывать, надо думать о том, что делать. Это серьезнейшая проблема, и Большой театр должен заниматься ее решением.
9. Одна из существующих проблем Большого театра - очень дорогие билеты. Театр поднял цены исходя из спроса. Зато размер спекуляции стал намного меньше: купив билет за 8000 рублей, сложно продать его за 10 -12 тысяч. Но возникает социальная проблема: многие не могут эти билеты купить. А мы ведь не Метрополитен-опера, существующая на частные пожертвования. Мы государственный театр, который функционирует на деньги налогоплательщиков. Что делать в этом случае? Есть идея проводить целевые спектакли для определенной аудитории, чтобы все те, кто не получает больших зарплат, имели возможность прийти к нам на спектакль. Они и сейчас могут купить дешевые билеты, но что они увидят? Я считаю, они должны прийти в театр и сесть в партер за деньги, которые могут заплатить. Много таких спектаклей давать мы не сможем: 10 - 12 в год. Но это почти 20 000 зрителей.
10. Я уверен, начиная с рождения спектакля без любви вообще ничего невозможно. Если спектакль рождается не теми людьми, которые понимают друг друга, чувствуют друг друга, слушают друг друга, если они пришли сюда с другой целью, то мало реально, что спектакль получится. А если люди работают вместе на одну идею, шанс есть, что цель будет достигнута. Так со спектаклем, и так же с театром. По-другому не бывает.
Премьеры, которые готовит Большой театр в 238-м сезоне
Опера:
16 октября, "Летучий Голландец" Вагнера (Новая сцена, возобновление постановки Петера Конвичного).
17 декабря, "Дон Карлос" Верди (Новая сцена).
22 февраля, "Царская невеста" Римского-Корсакова (Историческая сцена, возобновление постановки в декорациях Федора Федоровского).
24 мая, "Так поступают все" Моцарта (Новая сцена)
Балет:
8 ноября, "Марко Спада" (Историческая сцена) в новой редакции Пьера Лакотта.
20 марта, "Дама с камелиями" (Историческая сцена) в хореографии Джона Ноймайера.
4 июля, "Укрощение строптивой", мировая премьера, хореография Жана-Кристофа Майо.