От такого потока не каждая социальная дамба устоит. Впрочем, как поведет себя наша - в ближайшее время выяснить не удастся, говорят эксперты "РГ". Не будет в России массовой безработицы, уверяют они, но увольнения все-таки пройдут, и проблемы, связанные с занятостью, тоже начнут нарастать.
В следующем году безработица в стране повысится до 6 процентов (сейчас 5,25), прогнозирует глава минэкономразвития Алексей Улюкаев. Но на самом деле 6 процентов - тоже немного, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В кризис 2008-2009 годов безработица достигала 9,5 процента, в кризис 1998 года - больше 10 процентов. Кстати, Америка бьется за достижение показателя по безработице в 8 процентов, Великобритания - в 7 процентов.
Отчего же тогда тревога? Проблема в том, что наша безработица сильно локализована, объясняет Зубаревич. И замеры Росстата - показания средней температуры по больнице. При этом нет бюджетных ресурсов для повторения политики занятости, которая была в 2009 году - организация общественных работ, повышение соцпособий.
Самые проблемные зоны - территории промышленной специализации, говорит Зубаревич. Северный Урал с его алюминиевыми производствами, практически весь Северо-Запад страны, за исключением Питера и Ленинградской области, не очень хорошо обстоят дела примерно в половине регионов Сибири.
Вторая зона рисков, продолжает эксперт, концентрируется на периферийных территориях, вынужденных проводить политику укрупнения учреждений образования и здравоохранения. Для экономии бюджетных расходов здесь сокращаются маленькие больницы и школы в райцентрах, в селах. Как правило, они сливаются с учреждениями в более крупных населенных пунктах, но часть сотрудников все-таки попадает под сокращение. Правда, там этот процесс идет не первый год, неспешно. И на небольших территориях нет протестного потенциала. А вот в промышленных городах первой зоны возможны протесты, не исключает Зубаревич. Так что основания для тревоги не беспочвенны.
Наиболее рискованными секторами главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов называет металлургию, химию, лесной комплекс. Опасной может быть ситуация в моногородах, говорит он. Их сегодня в России, по подсчетам минрегиона, 330. Там проживает более 16 миллионов человек. Эти люди требуются в других регионах, говорит Миронов. И потому надо говорить о перетоке кадров между территориями. Пока мобильность населения у нас в два раза ниже, чем в Еврозоне и в три раза, чем в США. Мешают расстояния, отсутствие рынка съемного жилья, высокие ставки по ипотеке...
Но рост безработицы может подталкиваться не только неблагоприятной экономической конъюнктурой. "При восстановлении инвестактивности пойдут вложения в модернизацию производств, это приведет к сокращениям", - говорит советник Института современного развития Никита Масленников. С другой стороны, нам не хватает квалифицированных лаборантов, рабочих. Вакансии есть и будут. Но качество рабочей силы не соответствует предъявляемым к ней требованиям, что станет основанием для увеличения безработицы.
И здесь тоже надо "подстелить соломку". Нужны структурные реформы и серьезные программы, которые смогут ликвидировать этот дисбаланс, считает эксперт. Предприятия будут готовы и к тому, чтобы учебные заведения работали при них. Но параллельно надо стимулировать такие вложения - например, вернуть инвестльготу по налогу на прибыль и распространить ее не только на капвложения, но и затраты на подготовку и обучение кадров, рекомендует Масленников. Есть еще одно предложение, совершенно "бесплатное" для бюджета, но важное для бизнеса, - предприниматели просят, чтобы после окончания учебных заведений "при заводах" выпускников не забирали в армию и работу на предприятиях засчитывали как альтернативную службу. Надо реформировать рынок труда, должна быть индивидуализация трудового договора, следует разрешить аренду персонала, продолжает Масленников.
Есть стандартный набор методов, которые помогают смягчить проблемы безработицы, дополняет коллегу Зубаревич: "Работы вахтовым методом, сезонная занятость. Еще один вариант - самостоятельная трудовая мобильность, когда из регионов люди едут строить дачи и дома в Подмосковье. В сибирских регионах люди спасаются собирательством - на шишках, ягодах, грибах и ловле рыбы семьи за сезон зарабатывают столько, что этого хватает на целый год". Причем все это делается помимо власти, без ее вмешательства. Но хорошо бы, чтобы такой самоорганизации все-таки помогали. А не мешали, например, повышая ставки по страховым взносам, говорит Зубаревич. "Иначе недоверие к власти начнет расти. Это здорово, что о проблемах заговорили, что премьер Дмитрий Медведев на форуме в Сочи дал понять: страна должна отказаться от политики сохранения занятости любой ценой, а многим россиянам необходимо научиться менять не только место работы, но и профессию и место жительства. Мне нравится, что власть попыталась честно говорить с людьми, - замечает Зубаревич. - Она предупреждает. А кто предупрежден, тот вооружен. Это хорошо. Но надо двигаться дальше".