01.10.2013 00:20
Власть

За фальшивые медикаменты будут сажать в тюрьму

За фальшивые медикаменты будут сажать в тюрьму
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Столичный выпуск: №219 (6195)
Производство, хранение, продажа фальсифицированных лекарств будут наказываться лишением свободы на 3-5 лет. Если употребление фальсификата повлечет тяжелые последствия для здоровья или смерть - тюремный срок увеличивается от 5 до 8 лет и сопровождается штрафом в размере до 500 тысяч рублей.
Читать на сайте RG.RU

Такие поправки к Уголовном кодексу содержатся в подготовленном минздравом законопроекте "О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения" (Конвенция "Медикрим"). Как уже сообщала "РГ", законопроект подготовлен в связи с международными обязательствами нашей страны по борьбе с поддельными лекарствами. Документ был вчера размещен на Едином портале раскрытия информации нормативно-правовых актов, началось его общественное обсуждение. Предусматривается введение уголовной ответственности по всей "цепочке" оборота лекарств и медизделий. "Производство, изготовление, ввоз в Российскую Федерацию, хранение, перевозка, транспортировка, отпуск, реализация, передача фальсифицированных лекарственных средств, вспомогательных веществ и медицинских изделий наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет", - говорится в документе.

За те же преступления, если они приведут к тяжелым последствиям, включая смерть пострадавшего, предусмотрено более суровое возмездие: лишение свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет. За смерть двух и более человек - тюремный срок увеличивается до 10 лет.

Большинство россиян поддержали запрет рекламы лекарств в СМИ

"Одна из ключевых проблем в борьбе с фальсификатом - проследить всю цепочку, от аптеки или больницы, где выявлены поддельные медикаменты, их поставщика и до производителя, - считает глава Аптечной гильдии Елена Неволина. - Как раз в этом - не бить "по хвостам", а выйти на источник фальсификата - главная трудность при реализации закона".

С одной стороны, аптека практически всегда знает, что берет на реализацию сомнительный товар. Если это непроверенный поставщик, если товар идет с дисконтом по отношению к рыночной цене - ясно, что тут что-то не так. Тем не менее, по документам, да и внешнему виду упаковок с лекарствами все может быть нормально. А каждую партию сдавать на анализ невозможно.

"Однозначная вина аптеки может быть в тех случаях, когда партия выявленного Росздравнадзором фальсификата должна быть изъята из оборота, но аптека этого не сделала, - считает Неволина. - Такую информацию аптеки обязаны отслеживать, и распоряжения федеральной службы исполнять незамедлительно. Конечно, наказывать надо. Но надо и предусмотреть, чтобы правоохранительные органы не удовлетворялись тем, что "поймали" и наказали только последнее звено во всей цепочке".

Слабое место в законодательстве - необходимость доказывать преступный умысел, - пояснил "РГ" замруководитель правового управления ФАС Сергей Максимов. Ответственность наступает только в том случае, если доказано, что преступник осознавал, что он делает - закупает ли поддельную субстанцию, производит из нее фальшивый препарат или занимается его распространением. Но доказать такой умысел, тем более, по всей производственной цепочке - крайне сложно. "Именно поэтому даже такие громкие дела, как ростовское - когда продавались подделки дорогих онкопрепаратов - крайне редко заканчиваются судом и реальным наказанием, - говорит Сергей Максимов. - Сам факт обнаружения подделки ни о чем не говорит. Необходимо выяснять, кто причастен к ее появлению, доказывать существование сговора".

Таким образом, законопроект (как и другие аналогичные проекты изменения законодательства) лишь создает предпосылки для решения проблемы. Но параллельно нужно решать проблему ужесточения госконтроля за обращением лекарств и медизделий, создавать базу для правоохранительных органов.

Административное право Минздрав