01.10.2013 00:28
Общество

Александр Чубарьян: Слово "иго" может остаться в новом учебнике истории

Александр Чубарьян: Не исключаю, что слово "иго" в учебнике все же останется
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Столичный выпуск: №219 (6195)
На сайте Российского исторического общества появилась официальная версия так называемой концепции единого учебника истории. Между тем ее обсуждение продолжается. О том, что не устраивает профессиональное сообщество, наш разговор с научным руководителем рабочей группы, директором Института всеобщей истории РАН, академиком Александром Чубарьяном.
Читать на сайте RG.RU

Какие привычные исторические формулировки исправлены под напором критики? "Татаро-монгольское иго" осовременилось?

Александр Чубарьян: Идея этого исторического явления осталась: в учебнике расскажут о завоевании русских земель, о нашествии Батыя. Но дело в том, что и в первом варианте концепции "татаро-монгольского ига" не было. В последние годы иго называлось золотоордынским. Учитывая обсуждение этого вопроса на Историко-филологическом отделении РАН и присутствие там вице-президента Татарской академии, решили еще немного подумать. Два-три дня. Может быть, назовем "Захват Руси Монгольской империей" или "Подчинение русских земель Золотой орде". Не исключаю, что слово "иго" в учебнике все же останется.

Напрягает многих и то, что дети, вероятно, будут читать о колонизации Россией Средней Азии или Закавказья...

Александр Чубарьян: Совещания на эту тему еще не было. Время есть. На 30 октября назначено заключительное заседание рабочей группы и Российского исторического общества, которое должно утвердить концепцию.

Учебник сначала планировали закончить 2000 годом: поэтому в концепции такой сырой, без объективных критериев собранный перечень имен

Болезненный вопрос для советского поколения родителей, бабушек и дедушек нынешних школьников - оценка роли Сталина. Будет в учебнике слово "преступление"?

Александр Чубарьян: Обязательно будет освещена тема массовых политических репрессий и ответственности Сталина, карательных операций НКВД 1937-1938 годов, ГУЛАГа. Есть идея рассказать о так называемых насильственных методах модернизации страны, с помощью которых была построена мощная индустриальная экономика. В то же время в разделе о Великой Отечественной войне будет отмечено, что Сталин являлся в тот период Верховным главнокомандующим.

Одна из основных претензий к концепции - отсутствие в перечне персоналий каких бы то ни было оппозиционных политиков и вообще странный набор современных персонажей: Жириновский, Зюганов, Ходорковский...

Александр Чубарьян: Дело в том, что учебник сначала планировали закончить 2000 годом. Но решили все же довести его до наших дней. Поэтому то, что сейчас можно прочитать - это очень сырой, можно сказать, первоначальный вариант. Больше всего я недоволен именно перечнем имен. Причем эта претензия относится не только к современности, хотя здесь больше всего нареканий. Позавчера мы решили: как только закончим текстовую часть, со второй половины октября займемся более тщательным отбором персоналий по объективным критериям.

То есть слухи об окончательной готовности концепции сильно преувеличены?

Михаил Грушевский: Как будет называться эпоха - эстетические частности

Александр Чубарьян: Впереди обсуждение с ветеранами, с ассоциацией родителей. А 17 октября пройдет учительская конференция...

Выдержки из опубликованной концепции

"СССР в 1929-1941 гг.: "сталинский социализм"

"Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание национальных рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Насильственная коллективизация сельского хозяйства и ее последствия. Раскулачивание. Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя... Голод в СССР в 1932-1933 гг... Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Урбанизация. ...Утверждение "культа личности" Сталина. "Культы" региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание "Краткого курса" истории ВКП(б) и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии. "Национальные операции" НКВД 1937-1938 гг. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. ГУЛАГ и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий...

Образование История