Бывают странные сближенья, и сотрудничество, уже несколько лет связывающее одну из старейших и одну из самых радикальных балетных трупп мира, - именно из их числа.
Но благодаря ему Балет Монте-Карло уже второй год подряд выступает в Москве, а Большой театр гастролировал в Монако.
Впрочем, у этой обоюдной любви глубокие корни. Балет Монте-Карло, официально исчисляющий свою историю всего с 1985 года, на самом деле был создан под покровительством княжеского дома Монако в память об одной из самых блестящих страниц искусства ХХ века - балетных компаниях, в которые после смерти Дягилева трансформировались его "Русские сезоны". Они многократно меняли названия и даже континенты базирования, но в память о своем прародителе сохраняли в титуле рудимент "Балет Монте-Карло". И хотя через несколько десятилетий в составе компании естественным путем перестали преобладать русские, все же ее триумфы связаны с именами наших соотечественников: Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, Брониславы Нижинской. Благодаря им компания прожила до 1962 года.
Через несколько лет после того, как "Балет Монте-Карло" вновь возродился в Монако, его артистическим директором стал тогда совсем юный и малоизвестный Жан-Кристоф Майо. За 20 лет его руководства понятия "Майо" и "Балет Монте-Карло" стали синонимами: один из самых популярных в мире хореографов, несмотря ни на какие соблазны, ставит балеты только для своей компании. На этот раз в Москву, влюбленную в бесподобную фантазийную "Золушку" Майо, едет совершенно противоположный по стилю балет - бессюжетный Altro Canto, такой же отвлеченно виртуозный, как искусство вдохновивших его старинных певцов-кастратов.
Большой театр, напротив, в совместном вечере представляет спектакль, созданный собственным воспитанником, последние 20 лет крайне редко работающим в Москве. Но "Классическая симфония", в оригинале созданная для Балета Сан-Франциско и перенесенная в Большой театр год назад, - это и дань восхищения родной труппе, и вызов, брошенный ей: Посохов, некогда идеальный в московском понимании меланхолический принц, предлагает побыстрее избавиться от корон, потому что их может снести ураганом его предельно взвинченных темпов, которые даже не позволяют зафиксировать точное количество оборотов в пируэтах и прыжках - только испытывать упоение от свистящего ветра, легкости и преодоления законов физического тяготения. И своими глазами пытаться рассмотреть, чем же поразили Жан-Кристофа Майо танцовщики Большого: он стал первым театром, которому удалось соблазнить хореографа на эксклюзивную постановку. Премьера "Укрощения строптивой" намечена на конец нынешнего сезона.