Уже рассмотрено 20 лицензий на разработку шельфовых месторождений, еще по 29 заявкам ведется работа. При этом, уточнил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской в беседе с корреспондентом "РГ", "иностранные компании привлекаются к работам в области геологоразведки, например, в качестве технических операторов. Нами востребован их опыт и финансовые возможности".
В то же время возможностей для транспортировки добытых запасов, для метеорологического обеспечения навигации в циркумполярном регионе пока еще недостаточно - этот факт признают практически все эксперты. Именно поэтому "важнейшая роль при освоении шельфа должна отводиться Севморпути, который необходимо обустраивать. И при этом использовать механизмы государственно-частного партнерства", - заметил Сергей Донской, выступая на форуме.
Между тем северная овчинка действительно стоит выделки.
"Ресурсы нефти и газа оцениваются в 85 миллиардов тонн условного топлива, причем большинство из них сконцентрировано в бассейнах Карского и Баренцева морей", - уточнил министр. Далее фокус будет смещаться на восток - на Таймыр, к Восточно-Сибирскому морю. В целом же на территории российской Арктики сконцентрировано большинство уникальных и крупных месторождений, свыше 1000 стратегических месторождений полезных ископаемых.
А только на территории Ямала добывается порядка 70 процентов нефти и 90 процентов газа от общероссийских объемов добычи. Дальше - больше, не сомневаются эксперты.
Однако есть одно "но". И это северная природа. Она удивительно хрупкая и бездумное освоение арктических природных богатств может привести к серьезнейшей экологической катастрофе.
При этом, озвучивает данные статистики губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, каждый 10-й квадратный метр территории Ямала заповедный. А сама территория, кстати, это полторы Франции и лишь немного меньше Турции. И, подчеркнул чиновник, нужно особое внимание обратить на сохранение биоразнообразия, ликвидацию накопленного экологического ущерба.
"В этих условиях, - подчеркивает Дмитрий Кобылкин, - наиболее важным является соблюдение баланса интересов компаний топливно-энергетического комплекса, работающих в регионе, и коренных народов". И надо сказать, что определенные успехи в этом нелегком деле уже есть, заметил он. Так, каждый проект освоения новых территорий проходит процедуру общественных слушаний, в которых, кстати, участвуют и представители родовых общин. Необходимые коррективы вносятся уже на стадии проектирования объектов.
Сергей Донской добавляет, что пока еще остается открытым вопрос о создании ледостойкой научной платформы в акватории одного из морей Северного Ледовитого океана. "Планируется, что она будет осуществлять мониторинг окружающей среды, следить за погодой и экосистемой Арктики в целом. Проект этот масштабный, не имеющий аналогов в мировой практике. Поэтому и недешевый - в самое ближайшее время мы платформу строить не начнем, но от идеи ни в коем случае не отказываемся", - уточнил министр.
Природоохранная деятельность, надо сказать, вообще становится серьезным дополнением практически к любым программам, связанным с Арктикой. Уже реализуется программа по очистке арктических островов, рассчитанная до 2014 года. В 2014 году на это планируется затратить около 700 миллионов рублей. До 2020 года в российской арктической зоне планируется создать 2 новых национальных парка - на Чукотке и в Мурманской области, а также один заповедник в Якутии.