Программа "Продакт-менеджмент" представляет собой комплекс знаний и компетенций, который включает в себя как фундаментальные знания и навыки управления продуктами, так и понимание характера развития технологических рынков и их специфики, объяснили эксперты НИУ ВШЭ. В зону деятельности продакт-менеджера входит работа с партнерами, юристами, НИОКР, анализ и прогноз рынка, изучение потребителей, маркетинговые исследования и многое другое.
По данным НИУ ВШЭ, инвестиции в НИОКР и разработку продуктов в России составляют всего 20-23 млрд долл. (1-2% от мировых). Объем экспорта высокотехнологичных продуктов РФ около 10 млрд долларов, всего 0,3%. Для сравнения, экспорт вооружений РФ составляет 14-24 млрд долларов. "Объем вложений в высокотехнологичные продукты бизнес-структурами составляет 20-30%, остальное вкладывает государство. Менее 10% компаний в России занимается разработкой и внедрением технологий. В развитых странах таких компаний 40-70%", - отметил Борис Токарев.
Невысокие показатели России в сфере высокотехнологичного производства эксперты объясняют рядом проблем, одна из которых состоит в том, что инновационная активность и восприимчивость к инновациям российского бизнеса очень низкая, зато высока степень заимствования готовых технологий. "Несмотря на то, что создано много объектов, эффективность использования инновационной инфраструктуры тоже низкая. Но одним из важнейших конкурентных преимуществ России по-прежнему остается человеческий капитал. Поэтому развитие продакт-менеджмента в сфере высоких технологий очень важно".
Как отметил руководитель Департамента корпоративного маркетинга компании 3М Россия Сергей Алпатов, инновации - основное конкурентное преимущество любой компании: "Хороший подход к формированию технологических платформ - дробление, то есть разделение продуктов, направлений, разработок, исследовательской активности. Компаниям стоит генерировать спрос на продукты, которые не имеют аналогов в мире".
Эксперты отметили, что многие разработчики новых технологий не могут создать из них продукты, которые были бы востребованы на рынке. "Это можно объяснить изменением самого технологического рынка. В прошлом инженеры делали продукты для инженеров - некие научно-технические разработки, понятные только профессионалам. Поэтому были известны потребитель, специфика вывода на рынок, бизнес-модель. Сейчас пользователями высокотехнологичных устройств стали не научно-технические работники, а простые потребители. Для них важны не только технические возможности устройства, но и удобство использования, бренд, эмоциональная составляющая, - объяснил менеджер по развитию инноваций Intel Russia Алексей Николаев. - Сейчас, помимо научно-технических, инженерных и производственных задач, компаниям необходимо изучать потребности своих клиентов как явные, так и скрытые. Наличие у компании самого востребованного продукта не всегда ведет к успеху. Необходимо вписать этот продукт в бизнес-модель".
Производителям сегодня сложно справиться с рисками перенасыщенного рынка. По словам Алексея Николаева, это самая острая проблема, которая стоит и перед крупными корпорациями, и перед стартапами: "Новый продукт на рынке не всегда находит своего потребителя. Около 98% инвестиционных проектов не получают возврата инвестиций. Эта проблема существует давно, и разные организации озаботились ею, приложили усилия для выработки разных методик для устранения этой проблемы. Существуют методики, включающие консалтинговые услуги, "дизайн-мышление", генерацию бизнес-моделей, стартапов и так далее".
"Сегодня одного качественного продукта недостаточно. Разработчикам приходится перед запуском продукта определять проблемы клиента, которые мог бы решить их продукт. Для этого нужна полная бизнес-модель, включающая взаимодействие с клиентами, партнерами. Чтобы сделать поиск эффективным, мы должны свыкнуться с мыслью, что наш продукт или идея на начальном этапе - это гипотеза. Разработчику принять эту мысль крайне тяжело. Методом проб и ошибок можно приблизиться к продукту, который будет иметь спрос на рынке. Этому можно научить продакт-менеджера. В области высоких технологий этот специалист является и инженером, и продавцом, он вынужден соединить два разных мира".
Примерами инновационных продуктов, по мнению экспертов НИУ ВШЭ, сегодня стали 3D-принтеры (аддитивные технологии), дополненная реальность, автомобиль - самолет/вертолет, телевизор, управляемый жестами, гранулированное пиво и краска, не поддающаяся плесени. Технологии для рыночных продуктов развиваются в нескольких направлениях - телевизоры, использующие "облачные" технологии, квантовые компьютеры, биотехнологии для предотвращения заболеваний и лечения, препараты от старения организма, "зеленые" технологии защиты экологии, бионика, то есть протезирование механических конечностей и источники энергии.
Директор по стратегическому развитию АББ Россия Михаил Аким отметил, что новые производства, такие как создание 3D-принтера, привлекают хороших специалистов в компании: "Производителям высокотехнологичных продуктов стоит рассматривать не только рынок B2B, но и рынок B2C и такие приоритетные отрасли, как энергетика, нефтяная и газовая промышленность".