"РГ" нашла несколько любопытных фактов о создании романа "12 стульев", о его авторах и дальнейшей судьбе.
Изначально у романа было три автора. Идея произведения родилась в голове писателя и драматурга Валентина Катаева. Именно он свел для совместной работы своего брата Евгения, взявшего псевдоним Петров, и Илью Ильфа. Сам же Катаев к моменту начала работы отправился из Москвы под Батум. По возвращению с солнечного юга он обнаружил, что его соавторы прекрасно справляются вдвоем, и со спокойной душой оставил за ними право завершить роман и остаться его единственными официальными авторами.
Илья Ильф и Евгений Петров были уроженцами Одессы, однако познакомились только в Москве непосредственно перед началом работы над своим первым романом. Впоследствии дуэт сработался настолько, что даже дочь Ильфа Александра, занимающаяся популяризацией наследия писателей, называла себя дочерью "Ильфа и Петрова".
Друзья по писательскому цеху сделали ироничный подарок Ильфу и Петрову после выхода книги. Им стала коробка с шестью пирожными "наполеон" - это был намек на произведение Конан-Дойля "Шесть Наполеонов", сюжет и отдельные эпизоды которого имеют существенное сходство с "12 стульями".
В одной из многочисленных экранизаций произведения фамилия Ильфа не попала в титры. Создан фильм был в нацистской Германии в 1938 году, действие происходило в Австрии, Воробьянинов превратился в Феликса Рабе, Остап Бендер в Алоиса Хофбауэра, а стульев стало 13. А по причине происхождения Ильи Ильфа об именах писателей создатели фильма предпочли умолчать.
Первым изданием "12 стульев" занималось издательство "Земля и фабрика", которое на заре советской эпохи издавало популярный журнал "Вокруг света", выходивший тогда в качестве приложения к "Всемирному следопыту". Оно же работало над ежемесячным журналом "Тридцать дней", на страницах которого и появилась первая версия романа.
"Посвящается Валентину Петровичу Катаеву" - такую надпись можно увидеть на первой странице любого издания "12 стульев". Именно обязательность такого посвящения была главным условием, которое Катаев поставил перед дуэтом писателей, передавая им права на роман.
До знакомства с Ильфом и начала работы над "12 стульями" Евгений Петров намеревался работать надзирателем в Бутырской тюрьме Москвы. Однако брат настоял на выборе другой карьеры. Тем не менее, опыт службы тогда еще Евгения Катаева в уголовном розыске Одессы оставил свой отпечаток на его дальнейшем творчестве.
Идею грандиозного шахматного конгресса, придуманную Ильфом и Петровым, на полном серьезе пытался провернуть некий безработный Дерек Леман из Ирландии. Выдав себя за "знаменитого русского гроссмейстера", авантюрист организовал сеанс одновременной игры с 50 соперниками. Но и здесь оказалось, что "все ходы записаны": один из соперников выяснил, что никакого "гроссмейстера Царицына" не существует, когда мастер проигрывал четырнадцатую партию.