15.10.2013 14:45
Авто

Россияне готовы больше платить за ОСАГО при определенных условиях

Текст:  Екатерина Добрынина
Правила регистрации автомобилей с сегодняшнего дня упростились и стали более удобными для их владельцев. Теперь, по мнению россиян, нужно максимально упростить и "приблизить к людям" процедуру страхования личного автотранспорта и выплат по системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Читать на сайте RG.RU

Такую позицию, как показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), разделяют 92% автолюбителей. Участие в исследовании приняли 3200 владельцев автомобилей или водителей, оформлявших в течение последнего года полис ОСАГО, в 138 населенных пунктах в 46 регионах России.

Страховые выплаты по ОСАГО будут увеличены, а тарифы пока нет

Само по себе ОСАГО - вещь хорошая. Каждый пятый (19%) полностью удовлетворен этим видом страхования, 45% оценивают его позитивно. В той или иной степени негативно об ОСАГО в ходе опроса высказался 21% опрошенных.  Когда социологи попросили граждан охарактеризовать свое отношение к обязательному страхованию гражданской ответственности водителя авто, более трети (36%) согласились, что ОСАГО значительно облегчает жизнь, когда происходит ДТП. Еще ровно треть (33%) думают, что ОСАГО не панацея, в достаточно простых случаях оно помогает, а в особо сложных - нет. Лишь 16% считают, что ОСАГО вещь бесполезная, потому что  в случае ДТП пострадавшая сторона получает сущие копейки, которых на ремонт заведомо не хватает. Еще 15% с ответом затруднились.

Респонденты в ходе опроса по сути устроили страховщикам полноценный "разбор полетов и анализ практики". И указали на то, что хорошую идею надо еще доводить до ума, не жадничать и не создавать при выплатах конфликтных или проблемных ситуаций. Высказали россияне и немало предложений о том, как сделать систему ОСАГО действительно удобной для автовладельца.

ОСАГО люди пользуются гораздо чаще, чем любым другим видом страховки. Так, для 42% респондентов  это единственный страховой полис. Но и сравнивать им есть с чем. Каждый пятый из тех, кто  имеет полис ОСАГО, пользуется и услугами медицинского страхования, 18% добавляют к ОСАГО  "расширение" - добровольное страхование гражданской ответственности (ДСАГО), 16% оформляют на свою машину КАСКО.  2% при необходимости выезда за рубеж делают на авто "зеленую карту".

Автомобили мы, похоже, любим больше, чем себя. Лишь 5% владельцев полиса ОСАГО страхуют собственную жизнь от несчастных случаев, 3% оформляют рисковое страхование жизни. 

К выбору страховой компании россияне подходят довольно придирчиво. Главный критерий  - надежность. Об этом сказали 40%  опрошенных. Но что вкладывается в это понятие, понять на самом деле сложно.  Для 15% россиян важен, прежде всего, размер страховых взносов ("чтобы не переплачивать за полис"), каждый девятый (11%) следует рекомендациям знакомых. 8% страхуют машину где угодно - лишь бы офис, где выписывают полис, был поближе к дому. Лишь 5% обращают внимание на то, как долго и насколько успешно компания работает на рынке. Для 3% важно наличие скидок и система льгот, 4% обращают внимание на профессионализм  агентов и их вежливость. Только двое из ста выбирают  ту компанию, где "понятнее условия страхования" и лишь 0,5% обращают внимание на простоту урегулирования выплат  по убыткам.

Большинству (73%) опрошенных повезло: у них при обращении в страховую компанию виновника ДТП  проблем не возникало. Основными сложностями, о которых сказали остальные опрошенные автомобилисты, были слишком низкая сумма компенсации (13%) и длительное ожидание оценки ущерба и/или выплат (11%).

Половина россиян купила бы новую "Ладу-Калину" при цене в 100 тысяч рублей

Автовладельцы   в целом довольны качеством работы "своей" компании - оно устраивает 86% опрошенных. Стоимость услуг удовлетворяет несколько меньшее число респондентов - 76%. Лишь немногим более половины довольны простотой и удобством урегулирования убытков (55%).  Однако действуют россияне по принципу "от добра добра не ищут", поэтому 60% никогда не меняли поставщика страховых услуг.
Что может заставить автовладельца перейти к другому страховщику? 46% сделают это, если будут недовольны прежней компанией. 45% готовы купить другой полис, если он окажется дешевле предыдущего. Так или иначе, менять страховщика при следующей покупке полиса ОСАГО намерены сейчас 15 % респондентов.

Что же касается дальнейших реформ системы ОСАГО, то 56%  автовладельцев уже в курсе, что цены на эти полисы в ближайшем будущем могут повыситься. И очень хотели бы, чтобы за новые суммы им действительно предлагали новое качество услуг.

72% водителей удовлетворены нынешней системы ОСАГО. Но надо помнить: при этом 75% поддерживают идею отмены учета амортизации при выплатах и возможность оформления полиса без привязки к автомобилю (74%).  Если полисы и правда подорожают, россияне хотели бы, чтоб им предоставили наконец возможность выбора вида компенсации (деньги или ремонт) и увеличили максимальную сумму выплат. За полис ОСАГО с подобными опциями готовы платить более 30% опрошенных. Автовладельцы считают несправедливым, что при расчетах стоимость деталей оценивают с коэффициентом амортизации, если эту норму отменят, платить больше за полис согласны 27%.

28% автомобилистов считают, что ОСАГО и так стоит немало, и платить за полис больше не готовы "ни при каких обстоятельствах".

ОПРОС "РГ"
Легковые авто Социология ВЦИОМ