Сегодняшнее состояние дел в сфере медицинского контроля за водителями обсуждалось в Общественной палате РФ. Как сообщила представитель Генеральной прокуратуры Анастасия Ефремова, только за 2011-2012 годы в России выявлено более 800 тысяч водителей в нетрезвом состоянии. Из них более 20 тысяч оказались виновными в дорожно-транспортных происшествиях.
За 2010-2012 годы прокуратура направила в суды более 40 тысяч исков о прекращении права управления транспортными средствами. Права были выданы на основании подложных медицинских справок, либо при выдаче справок медкомиссиями не проверялась история болезни претендента на права.
Вообще история с медкомиссиями, порядком освидетельствования водителей у нас довольно сложная. Начнем с того, что обычный водитель должен проходить медкомиссию раз в два года. По факту, справку проверяют только при выдаче водительского удостоверения. А также при обмене прав или их возврате после задержания. Таким образом, если человек не лишался прав, то проходить медкомиссию он может раз в 10 лет.
Как отмечает Анастасия Ефремова, одна из главных проблем - отсутствие взаимодействия в этой сфере между МВД и минздравом.
Несколько лет назад пройти медкомиссию можно было только по месту жительства. Потом - только в пределах своего региона. Тогда в подразделениях ГИБДД висели целые списки медицинских организаций, которые вправе проводить водительскую медкомиссию. Теперь ГИБДД принимает водительские справки, кем бы они ни были выданы. К тому же если водителю не выдали справку в одном заведении, он пойдет в другое. Решить проблему помогла бы единая база данных, к которой ГИБДД имела бы доступ. Инспектор смог бы убедиться, что будущий водитель действительно проходил медкомиссию в лицензированном заведении. Более того, доступ к базе позволил бы строго отслеживать соблюдение требований по прохождению медкомиссии в установленные сроки.
Инспектор мог бы проверить, проходил ли ее водитель, даже на посту ДПС. А пока такой базы нет, было предложено выдавать талончики - направления на медкомиссию.
С проблемой сталкиваются и сами медкомиссии. Ведь у них практически нет сведений о человеке, который к ним обращается. По словам представителя минздрава Андрея Губанова, сейчас в Госдуме лежит законопроект, который должен навести порядок в сфере водительских медкомиссий. В нем предлагается разделить водителей на две категории: просто водителей и профессионалов. В зависимости от этого и прописаны требования к медосмотрам. Так, например, для обычных водителей периодичность осмотра остается той же, что и сейчас. Профессионалы должны проходить медкомиссию раз в год и непосредственно при трудоустройстве. Этот проект еще в прошлом году прошел первое чтение и завис.
Есть в нем и спорный момент: заключения психиатра и нарколога должны выдаваться по месту жительства. Введено это требование, скорее всего, от бессилия. Но если создать единую базу данных, то это облегчит жизнь и медкомиссиям.