17.10.2013 00:20
Общество

Дмитрий Шеваров рассказывает о забытом Благородном пансионе

Здесь учились поэты и генералы
Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №234 (6210)
Эти горячие строки принадлежат двадцатилетнему юноше, выпускнику совершенно забытого ныне учебного заведения - Благородного пансиона при Московском университете. В начале ХIХ века пансион располагался в здании, которое стояло на месте нынешнего Центрального телеграфа.
Читать на сайте RG.RU

Сыны отечества клянутся!

И небо слышит клятву их!

О, как сердца

в них сильно бьются!

Не кровь течет,

но пламя в них.

Тебя, отечество святое,

Тебя любить, тебе служить -

Вот наше звание прямое!..

Андрей Тургенев, 1802 г.

Благородный пансион пережил четыре царствования, но его славу еще в ХIХ веке затмил Царскосельский лицей, который теперь мы называем Пушкинским. А ведь за полвека своего существования Университетский Благородный пансион дал России невероятное число поэтов: 56! Среди них Жуковский, Грибоедов и Лермонтов.

Константин Батюшков в пансионе не учился, но вот что писал сестре в 1816 году: "С радостию отдал бы моих детей в университетский пансион, который образовал лучших наших генералов, писателей, государственных людей..."

Инициатива создания пансиона принадлежит поэту Михаилу Матвеевичу Хераскову. Долгие годы любимым учителем пансионеров был поэт и переводчик Алексей Федорович Мерзляков. Этот добродушный и мудрый человек всю жизнь отдал пансиону. С молодости и до конца своих дней он преподавал подросткам и юношам русский язык и литературу, красноречие и поэзию.


Знаменитые выпускники Благородного пансиона: генерал А.П. Ермолов и поэт В.А. Жуковский.

Пансион был устроен так, чтобы напоминать детям семью, быть ее продолжением. Он не отрывал ребенка от семьи так, как отрывал Лицей. Родители могли посещать детей "во всякое время, в какое за благо рассудит...". Любому посетителю "во всякое время дня дозволялось обозревать все части заведения: учебные горницы, спальни, столовую, поварни, больницу...".

Пансион содержался за счет взносов родителей, каждый из них мог проверить расходование средств по приходно-расходным книгам. Бесплатно учились дети преподавателей и сироты.

Старшеклассники опекали младших, помогали им с уроками. Приветливость к воспитанникам была непременным требованием к преподавателю. Телесных наказаний в Пансионе не было, а вот система поощрений была разнообразной: от книжки за выразительно прочитанное стихотворение до золотой медали. Кстати, к чтению в Пансионе приучали и не совсем обычными способами. Например, ребятам разрешалось читать за едой. "Велено было всякому ходить за стол с книгой и читать между кушаньями..."

Воспитанников Пансиона учили многим наукам, даже практическому земледелию и военному делу (кстати, выпускниками Пансиона были генералы Ермолов и Милютин). И все-таки главными предметами считались русский язык и литература.

Тем, кто сегодня урезает гуманитарную составляющую среднего и высшего образования, напомню слова выпускника пансиона, поэта (и при этом чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе) Михаила Дмитриева: "Литературное образование образует не чиновника, а человека..., приучивши обращаться в круге идей, обнимающих не какие-нибудь частные истины, а полноту души человеческой..."

Ежегодно выбирались лучшие работы по разным предметам и выставлялись в пансионной зале: картины, чертежи, прописи. Каждый год на Торжественном акте вручались награды за образцовую декламацию и грамотность. Имена награжденных печатались на страницах "Московских ведомостей". Вот бы вернуть эту традицию! Представляете: открываете газету или включаете телевизор, а там торжественно сообщают имена и фамилии ребят, отличившихся в изучении литературы и русского языка.

В этом году - три даты, связанные с историей Благородного пансиона: 280 лет назад родился Михаил Херасков; 235 лет со дня рождения Алексея Мерзлякова и столько же лет со дня основания самого пансиона.

История