Отечественному автопрому со следующего года придется работать в равных условиях с зарубежными представителями, которые платят сбор с 1 сентября 2012 года. Базовая ставка для легковых автомобилей, напомним, составляет 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов - 150 тысяч. Итоговый размер платежа зависит от технических характеристик и износа машины.
По новому закону утилизационным сбором будут облагаться транспортные средства не только ввезенные, но и произведенные в нашей стране. Исключение - техника, принадлежащая соотечественникам, переселяющимся в Россию на постоянное место жительства по специальной программе, дипломатическим и консульским представительствам. Кроме того, от сбора освободили раритетные автомобили, выпущенные, как минимум, 30 лет назад.
Затраты на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники, будут компенсироваться из бюджета.
В законе прописано, что размер и порядок такой компенсации также устанавливает правительство.
Новые поправки - один из этапов адаптации российского законодательства к условиям членства России во Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, они создают правовую основу для исполнения нашей страной своих обязательств как члена ВТО. Речь идет об обеспечении равных условий для отечественных производителей и импортеров транспортных средств, напоминает пресс-служба Кремля.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), автомобильный рынок России за январь-август 2013 года сократился на 7 процентов. За девять месяцев было продано 2,04 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей. Но даже на падающем рынке машины продолжают дорожать. Хотя и не слишком заметно.
По словам исполнительного директора агентства "Автостат" Сергея Удалова, рост был связан, в основном, с выходом новых моделей, но при этом сдерживался конкуренцией. "Рынок очень жесткий, моделей много, а покупателей тем временем становится меньше. По-этому цены никто резко не повышает", - поясняет эксперт. Исключение - дефицитные недавно вышедшие модели. На них спрос превышает предложение, поскольку есть определенные квоты продаж на такие автомобили. Российский рынок - один из самых крупных, но для многих компаний значимы и другие страны, где объемы продаж больше и где также нужно удерживать потребителей. Поэтому новые модели здесь появляются, но не одномоментно в большом объеме.
В 2014 году тоже стоит ожидать роста цен. "Утилизационный сбор придется платить всем. А для бюджетных легковых автомобилей 20 тысяч - все-таки значимая сумма. И постепенно производители будут закладывать этот сбор в стоимость автомобиля", - уверен собеседник "РГ".
Кстати
В четвертом квартале в России, по прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, будет продано еще 740 тысяч автомобилей.
По итогам года, продажи могут достичь 2,79 миллиона машин. Это на 5,1 процента ниже уровня 2012 года.