АНТ-20 "Максим Горький." Фото:Nevermore/ wikimedia
Построенный в Воронеже агитационный самолет АНТ-20 "Максим Горький" оказался революционным для своего времени. Это был самый большой в мире аэроплан с сухопутным шасси. В нем впервые появился автопилот, электродистанционная система управления и система электропитания бортового оборудования переменного тока напряжением 127 вольт. Фюзеляж восьмимоторного гиганта был оборудован пневмопочтой, в крыльях располагались двухъярусные кровати для отдыха, а сложенный трап становился полом кабины.
"Максим Горький" создавался на народные деньги - за короткий срок по всей стране было собрано шесть миллионов рублей, - как агитационный самолет. На его борту находились громкоговорящая радиоустановка "Голос с неба", киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека и электростанция.
Четырехмоторный бомбардировщик ТУ-4 , с которого была сброшена во время испытаний первая атомная бомба в СССР. Фото:Виталий Арутюнов/ РИА Новости www.ria.ru
Послевоенный стратегический бомбардировщик Ту-4 был скопирован с американского B-29. Четыре такие машины в конце Второй мировой войны совершили вынужденные посадки на дальневосточных аэродромах. Экипажи отправили в США, самолеты оставили в СССР. Один разобрали, второй оставили как эталон, на третьем выполняли испытательные полеты, четвертый держали про запас.
Приказ Сталина: "Скопировать самолет, не внося никаких изменений", - создал большие трудности. Найденная в B-29 техническая документация основывалась на футах и дюймах, сечение проводов бомбардировщика отличалось от советских номиналов, промышленность СССР не выпускала дюралевых листов нужной толщины для обшивки. Тем не менее в 1947 году Ту-4 взлетел.
Самолет оказался тяжелее B-29, советские двигатели имели меньший ресурс и все равно это был технологический прорыв. Впервые в СССР был использован бортовой компьютер, система дистанционного управления оборонительным вооружением - каждый из пяти стрелков мог со своего места управлять всеми турелями, - вспомогательная силовая установка.
При переводе технической документации на B-29 возникла заминка. Вообще инструкции были написаны простым, доходчивым языком, но фраза: "В этом случае следует запустить Пут-Пут" - поставила советских конструкторов в тупик. Загадка разрешилась, когда запустили вспомогательный мотор-генератор - из выхлопной трубы послышалось: пут-пут.
Пассажирский самолет Ту-104. Фото:Петрусов/ РИА Новости www.ria.ru
Ту-104 стал не только первым реактивным пассажирским самолетом в СССР (а до 1958 года и единственным в мире), но и заложил традицию делать гражданские самолеты из военных. 104-й был сделан на основе дальнего бомбардировщика Ту-16 - для пассажирского варианта только расширили фюзеляж.
Одновременно был запущен в серию дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114, созданный на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. Последний до сих пор стоит на вооружении России - в нем впервые в СССР появилась микроволновая печь для горячего питания экипажа.
Даже сугубо гражданский Ту-134 имеет военную модификацию УБЛ. К обычной "тушке" приделали острый нос от дальнего бомбардировщика Ту-22, под крылья смонтировали подвески для бомб и обучают на них пилотов и штурманов дальней авиации.
Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Фото:Лев Поликашин/ РИА Новости www.ria.ru
Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером. Он взлетел в 1968 году - на два месяца раньше англо-французского "Конкорда". Полгода спустя Ту-144 превысил скорость звука (1191 километр в час) на высоте 11 тысяч метров. Еще через год на высоте 16 километров лайнер преодолел барьер в два Маха.
При взлете и посадке из носовой части самолета выдвигалось дополнительное горизонтальное оперение, благодаря которому Ту-144 мог взлетать и садиться в 18 аэропортах СССР. Взлетно-посадочная скорость "Конкорда" была выше на 15 процентов, он мог летать только в аэропорты с длинными ВПП, каждый из них специально для этого сертифицировался.
Носовой обтекатель Ту-144 поворачивался в вертикальной плоскости. При взлете и посадке он опускался вниз, открывая обзор пилотам, в полете становился горизонтально, улучшая аэродинамику.
В 1981 году совершил первый полет сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь", при разработке которого был использован опыт Ту-144. "Лебедь" - самый тяжелый боевой самолет в мире и самый большой в истории авиации сверхзвуковой самолет. Он способен нести 12 стратегических крылатых ракет Х-55 с заранее заданными координатами цели, которые вводятся перед вылетом самолета, 24 гиперзвуковые ракеты Х-15 или до 40 тонн бомб различных калибров. С 2013 году Ту-160 начнут вооружать новой крылатой ракетой Х-101, способной уничтожать подвижные цели с точностью до двух метров.
Прототип нового стратегического бомбардировщика. Фото:Предоставлено сайтом http://warsonline.info.ru
Командованием ВВС России утвержден проект дальнего бомбардировщика пятого поколения. Разработанная КБ Туполева машина типа "летающее крыло" будет дозвуковой, но зато станет невидимой для радаров.
В конкурсе участвовали еще несколько конструкторских бюро, предложивших сверхзвуковые машины, но специалисты убедили военных, что невозможно сделать самолет одновременно сверхбыстрым и незаметным. Для движения на сверхзвуке корпус бомбардировщика должен иметь обтекаемую форму, а сопла двигателей необходимо вынести за фюзеляж, в то время как незаметный для радаров самолет должен быть, напротив, угловатым и со спрятанными в корпус двигателями.
Решили, что незаметность важнее. В 2014 году КБ Туполева должно представить тактико-технические характеристики будущего самолета и бюджет научно-исследовательской работы. Первый полет запланирован на 2017 год, серийное производство - на 2020-й.