22.10.2013 00:09
Культура

Басинский: В прозе Кабакова есть неразрешимое противоречие

Писатель Александр Кабаков отмечает 70-летие
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №237 (6213)
Уже давно (а кажется, совсем недавно!), в 1998 году, я напечатал в "Литературной газете" статью об Александре Кабакове, назвав ее "Человек в фуляре". Это не опечатка. Не в "футляре", а именно "в фуляре". Фуляр, если кто забыл, не только сорт мягкой ткани, но и шейный платок, которым укутывают горло.
Читать на сайте RG.RU

Кабаков из тех писателей, кто однажды "проснулся знаменитым". Его звездным часом был 1988 год, когда вышла повесть "Невозвращенец", мгновенно ставшая литературной сенсацией, и не только в России, но и в Европе. Эту повесть перевели, кажется, на все мыслимые языки. Сегодня нужно напомнить ее содержание...

Повесть написана в жанре антиутопии. Герой, ученый-экстраполятор, по заданию "органов" попадает в недалекое будущее с целью его посмотреть и описать. Будущим был 1993 год...

Сказать, что вещь эта была пророческой, было бы не совсем верно. Эти настроения уже носились в воздухе конца 80-х, подобной развязки событий ждали все. Но пророчества - и не главная задача писателя. Ну предсказал Достоевский развитие событий русской истории, и что? История все равно развивалась, как хотела.

Гораздо более удивительным было ощущение воздуха истории в этой короткой повести. Кабаков любит парадоксы. Один из его любимых парадоксов: "Ничто не может примирить меня с властью, кроме ее противников". Поэтому я тоже выражусь парадоксом: Кабаков - это исторический писатель, который очень не любит историю. Во всяком случае, таков лирический герой (герой-автор) всех его лучших вещей. Не хочу истории! Но вынужден жить в ней.

Кабаковские герои, как сам автор, переносят историю болезненно, но и стоически. Они ежатся, кутаются в фуляр, но никогда не паникуют. Они сами - плоть от плоти той интеллигенции, которая, по словам писателя, занималась до революции только одной задачей: разрушала государство. И сегодня, в молодом поколении, продолжает заниматься тем же. Потому что ничему не научилась. Есть что-то внутренне пророческое в судьбе самого Кабакова. Родился посредине войны в эвакуации в Новосибирске. Большинство героев Кабакова мечтали бы "эвакуироваться" из истории в нормальный быт, в любовные интрижки, в "стильную" жизнь. Никто, как Кабаков, сейчас не умеет с таким вкусом описывать бытовые детали и стильную одежду. Это то, что автор по-настоящему любит. Но и он, и его герои слишком умны для того, чтобы не понимать: это может быть сметено поступью истории в один день. К ним как нельзя лучше подходит поговорка: если ты не идешь в политику, она идет к тебе. Другое дело - какой вывод из этого делать? Идти в политику? Повторяю, для этого герои Кабакова и автор слишком уж умны.

В его прозе ("Невозвращенец", "Сочинитель", "Последний герой", "Все поправимо", "Московские сказки", "Беглец" - называю свои любимые вещи) есть неразрешимое противоречие. Автор гораздо умнее политиков, кто делает историю или, по крайней мере, думает, что ее делает. Но при этом он в заведомо проигранной позиции. Его "эвакуация" - в стиль, в игру слов, в безупречную форму - конечно, его не спасет, а только отложит на время личную катастрофу. И этим предощущением личной катастрофы и стоическим его переживанием Кабаков и ценен прежде всего. Он угодил в самый нерв психологии маленького, но гордого человека, коим сегодня является интеллигент. Если он настоящий интеллигент, не "офисный планктон". Выражение Достоевского: "Смирись, гордый человек!" героям Кабакова сейчас, пожалуй, кажется просто смешным. Куда уж смиряться? Смирили без нашего согласия! Что ж прикажете делать? Может, пойти в "офисный планктон"? Во-первых, не возьмут- кому мы нужны? А во-вторых - увольте! И гордо закутается в свой фуляр...

Кто-то скажет: это слишком мелкая задача для писателя. А я говорю: именно это делает его подлинно историческим писателем. Летописец не самонадеян. Летописец - внимателен.

И лично, и от всей "Российской газеты" (а Кабаков - блистательный журналист!) я поздравляю его с юбилеем! И желаю ему одного. Чтобы улыбка пессимиста не сходила с его лица...

Литература