"…Совсем что-то по-спартанскому", - заключил я, добравшись наконец до нужного этажа и обнаружив, что в помещении бассейна нет даже привычной раздевалки с кабинками, а просто - ряд металлических вешалок в холле с застекленными дверями на сквознячке.
Да, тут явно не были озадачены созданием особых комфортных условий для тех "простых смертных", кто приезжал в выходные на подводную экскурсию в бассейн. С другой стороны, и на том спасибо, что пустили. Еще несколько лет назад любая попытка постороннего понырять на этом сверхсекретном объекте могла бы закончится тюрьмой не только для него самого, но и для его "пособников" из Звездного. Да и сейчас попасть сюда на подводную экскурсию было непростым делом: недели за две до приезда пришлось отправить в Звездный длинный список копий удостоверяющих документов и ждать, ждать, ждать.
Человеку, оказавшемуся в зале, где располагалась сама чаша бассейна, с первого же взгляда становилось ясно, что никакого отношения к спортивным комплексам увиденное им не имеет. Скорее это напоминало цех промышленного предприятия с могучими крюками потолочных кранов, выкрашенных в косую желто-черную полоску, с массивными цепями, свисающими почти до самой воды, и какими-то непонятными арочными конструкциями у бортиков бассейна, отдаленно напоминавшими врата телепортации из космических сериалов. В ответ на мой наивный вопрос, что это здесь у вас такое, мои провожатые, широко улыбаясь, отвечали: "Что надо, то и здесь…"
На дне бассейна сквозь синюю толщу воды угадывались очертания орбитальной станции, которая гигантским лобстером разлеглась от стенки до стенки глубокой чаши. Вода в бассейне была кристальной, почти невозможной чистоты. Как я позже узнал, она - дистиллированная! Причем такая мягкая, что, когда я опустил в нее руки, появилось ощущение, что они побывали в жидком шампуне, который хотелось смыть, а он никак не смывался.
Быстрый сбор "снаряги", дотошный инструктаж, и вот я вместе с другими членами дайверского клуба организовавшего эту экскурсию, уже в воде, опускаюсь на дно бассейна. Там всех нас ждет сюрприз.
В отличие от других, от нормальных бассейнов с дном из привычных кафельных плиточек этот имеет как минимум двойное дно. Первое, доступное нам, скроено из здоровущих металлических плит, густо испещренных отверстиями в яйцо величиной. Второе дно - глубоко под ним, и что там - не разглядеть. Может быть, верхний пол с размещенной на нем космической станцией иногда поднимают на поверхность? Не знаю.
Сама орбитальная станция оказалась только издали похожа на лобстера. А вблизи она скорее напоминает системный блок компьютера, вывернутый наизнанку, - вся в переплетении проводов, металлических рам, каркасов для плат, рычагов, каких-то раструбов (видимо это сопла двигателей, позволяющие станции маневрировать в космосе).
Вспоминаю напутственные слова сотрудника Звездного городка: "Трогать можно всё, но рычаги не переключать и ничего не откручивать (сувениры - исключительно по выходу из здания бассейна…)". Любопытно, что под каждым рычагом стоят поясняющие надписи на русском и английском (ну конечно, станция-то - международная).
Как я узнал, в бассейне занимаются не только сами космонавты, но и группа их поддержки на Земле, которая тщательно, пошагово отрабатывает здесь под водой наиболее рациональные варианты манипуляций с различными частями станции и затем отправляет на орбиту подробнейший инструктаж, как и что следует делать. От внятности и выполнимости таких инструкций порой зависела жизнь людей в космосе, которых без преувеличения спасала не столько суперсовременная электронная начинка звездолета, сколько обычная отвертка в умелых руках. Не будь ее, и при возвращении на Землю не отделилась бы, к примеру, одна часть станции от другой, и сгорело бы в результате все это в плотных слоях атмосферы вместе со своим человеческим содержимым без остатка.
Здесь в бассейне Звездного городка, его в мягкой воде, нагретой до комфортных 29 градусов по Цельсию, трудно себе представить то, что происходит в плотных слоях атмосферы. Зато легко ощутить на себе другое - невероятную тесноту внутри станции.
Когда осторожно протискиваешься через узкий лаз в чрево космического лобстера, боясь застрять, зацепиться за что-нибудь шлангами, по которым из баллона за спиной подается воздух, понимаешь, что тут спасительная поверхность бассейна всего-то в десятке метров над головой, а вот там на орбите… Нет, лучше об этом и не думать.