Уже сам репертуар, который исполняют в Москве Les Arts Florissants ("Цветущие искусства"), относится к разряду "антиквариата": в предыдущие разы это были оперы Шарпантье и Перселла, оратория Генделя "Иевфай". На этот раз Уильям Кристи, основатель и руководитель Les Arts Florissants и его молодого побега Le Jardin des Voix ("Сад голосов") - Молодежной академии, привез в Москву и вовсе несуществующую в артефакте, но сотканное им самим, как французский гобелен, музыкальное сочинение под названием "Сад господина Рамо". Фрагменты из пятнадцати опер, кантат, балетов, канонов французской музыки эпохи "короля солнца" Людовика XIV он соединил в новую музыкальную вселенную, центром которой спустя триста лет стал уже не "король солнце", а месье Жан-Филипп Рамо, придворный композитор.
И именно вокруг его нежного звукового "солнца" выстроились по орбитам сочинения современников, о многих из которых, родившихся 300-350 лет назад, российские энциклопедии до сих пор молчат: а кроме знаменитого Глюка, Андре Кампра это Мишель Пиньоле де Монтеклер, Антуан Довернь, Николя Рако де Грандваль.
Конечно, для поклонников версальской музыки, живших во времена Рамо, мельчайшие нюансы музыкальной системы барокко с ее фигурами патетической речи, сложными узорами украшений, декоративностью и театральными эффектами "громов и молний", галантной церемониальностью танцев, - были заметны и очевидны. Но в "сочинении", исполненном Les Arts Florissants, все индивидуальные "автографические" почерки композиторов словно слились в единую музыкальную картину некоего метафизического "сада" - ухоженного и искусно постриженного Уильямом Кристи. Столь искусно, что в этом "саду" мотет отлично сочетался не только с фрагментом кантаты, но и со сценкой из комической оперы, хор из оперы Рамо логично следовал из "Ригодона" Монтеклера, а развернутые арии инкрустировались в ансамбли из разных партитур. Этот рафинированный музыкальный эксперимент мог быть убедителен только при абсолютно свободном и естественном владении ключами к барочной музыке, каким и обладает Les Arts Florissants. Причем речь идет не о штрихах, звукоизвлечении или акустике, а о живом "дыхании" музыки, что получается далеко не у всех аутентистов. То же самое можно сказать и об аллегорическом действе, которое разыграли на сцене шесть солистов Молодежной академии "Сад голосов" - сопрано Даниэла Скорка (Израиль), меццо Эмили Ренар (Великобритания), контральто Бенедетта Маццукато (Италия), тенор Закари Уайлдер (США), бас-баритон Виктор Сикар (Франнция) и бас Сирил Костанцо (Франция). Эти свежие голоса, тонко отделанные партии, артистический юмор, приближающий возвышенные смыслы опер и кантат к житейским реалиям (в "Исправленном пьянице" Глюка), имели беспроигрышный результат. На который и был рассчитан "Сад господина Рамо", а триста лет назад и "Сад Версаля" - сотворенная красота.